Нужно завязывать с санкциями и возвращаться к той модели сотрудничества, которая была до 2022 года. В Германии явно сожалеют, что немецкие автомобили больше не продаются на российском рынке, сейчас, когда в отрасли кризис, это стало бы неплохим подспорьем. Однако мир уже сильно изменился, и просто так вернуться к ситуации трёхлетней давности точно не получится.
«Автомобильная промышленность Германии сильно пострадала из-за санкций против РФ, её представителям следует поторопиться, чтобы надолго не потерять российский рынок, который после их ухода из РФ заняли китайские компании. Немецким предпринимателям следовало бы задаться вопросом, где они больше потеряли в результате санкций, чем приобрели. Китай быстро занял рынки машиностроения, автопромышленности и производства запчастей, которые освободились после ухода германских компаний из России.
Если в ближайший год отменить ограничения на поставку в Россию, например, BMW и Mercedes, то россияне снова начнут покупать немецкие автомобили. Будет ли так и через пять лет? Это трудно предсказать. Санкции всё равно не оказывают желаемого воздействия на Россию", — заявил глава консалтинговой фирмы Schneider Group Ульф Шнайдер.
Schneider Group это, конечно, не Volkswagen AG, однако просто так подобные слова в Германии говорить не принято. Не исключено, что герра Шнайдера делегировали произнести данную речь, однако не очень понятно, до кого данные мысли хотели донести. Не менее мутно и с реализацией озвученных идей.
Во-первых, ФРГ не является самостоятельным государством, там стоят военные базы США, в перед вступлением в должность каждый глава немецкого правительства подписывает бумагу (Kanzlerakte), что во всём будет слушаться американцев. Не новость, однако актуальность данной информации в последние десятилетия ничуть не стала меньше.
В общем, делать будут исключительно то, что прикажут из Вашингтона. Которому глубоко наплевать на немецкий автопром в частности и на экономику Германии в целом. Более того, Америке не нужны конкуренты, поэтому проблемы у немцев только приветствуются.
Во-вторых, если разрешение Белого дома будет каким-то чудом получено, то означенные BMW и Mercedes в РФ как-то не очень нужны. Те, кто их покупал в дилерских центрах до 2002 года — они и сегодня в состоянии приобрести данные авто. Пусть и дороже, но цена для данной публики не имеет особо принципиального значения. Все остальные могут только смотреть.
Вот наладить производство в России чего-то «народного» — например, Mercedes W124, простой и крепкой машины (его наследник W210 уже особой прочностью не отличается) — это другое дело. Граждане РФ с удовольствием это купят, несмотря на древность модели. По сравнению с убогой «Вестой» или «Гранатой» это просто шедевр комфорта, надёжности и красоты. Но кто же позволит немцам инвестировать в русскую промышленность, это уже совсем ненаучная фантастика…
VAG это тоже касается, скорее даже в первую очередь. Янки будут только рады, если концерн сдохнет, но в Россию его не пустят. В принципе, как раз они способны быстрее всех наладить тут производство — с высокой степенью локализации! — чего-то «народного» вроде стареньких Golf (3−4 поколения) и Passat.
Эти авто также моментально станут бестселлерами, они просты и ремонтопригодны. Если оснастить их современной светодиодной оптикой и добавить гаджетов в салон, будет просто бомба. Помечтаем…
В-третьих, Mercedes нынче собираются из китайских комплектующих, на очереди моторы из КНР — от Geely. Это в России точно никто не купит, проще и дешевле взять просто Geely или Haval, переплачивать смысла нет.
То есть оптимизм герра Шнапйдера, что «россияне тут же снова начнут покупать немецкие автомобили, а китайские машины поставят в гараж» ничем не обоснован. Нет больше тех самых «немецких авто», секреты производства утеряны.
К тому же немцы растеряли солидность, дизайн современных Mercedes довольно спорный. Это если говорить политкорректно… Топовые седаны от Genesis (дочерний люксовый бренд Hyundai) красивей, они не уступают по комфорту и надёжности. Про BMW вообще вспоминать не хочется, от некогда уважаемой марки осталось одно название и неоправданные ценники.
В-четвёртых, место занято — китайские производители вряд ли пожелают расстаться с завоёванными позициями. К тому же вся дилерская инфраструктура, ранее занимавшаяся «немцами», переключилась на авто из Поднебесной. А это и шоурумы, и техцентры, и склады, и прочее. То есть всё придётся создавать с нуля, а это колоссальные вложения.
В-пятых, ценники на авто из Германии и до начала СВО были за гранью добра и зла, сейчас же, после введения драконовского «утилизационного сбора», они и вовсе станут неподъёмными. Вне всякого сомнения, «АвтоВАЗ» тут же подсуетится и пролоббирует дальнейшее повышение ввозных пошлин. Как известно, Toyota для «жигуляторов» уже не конкурент, а вот Mercedes — вполне. Впрочем, продукция завода из Тольятти тоже нужна, даже очень. Но не по таким ценам, а в разы меньшим.
Список можно продолжать и далее, однако большого смысла в этом нет. К тому же, даже если опять-таки немцы согласятся построить тут у нас автозаводы — гипотетический сценарий — то наши же чиновники их сюда не пустят. Оно им надо — развивать экономику России?
А просто торговать тут дорогими авто у немцев не получится, поезд ушёл. Денег у народа нет от слова совсем, чиновники и олигархи и так ни в чём себе не отказывают, китайцы развивают экспансию, а «АвтоВАЗ» пробивает всё новые и новые ввозные пошлины.
Нужен совершенно иной подход, теоретически немцы могут организовать с русскими взаимовыгодное сотрудничество в деле производств автомобилей. Но для этого нужны кардинальные перемены в отношениях наших стран.