Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Последняя «буханка». УАЗ уезжает в вечность

Завод переходит на отвёрточную сборку, следующий шаг — остановка конвейера

32722
Последняя «буханка». УАЗ уезжает в вечность
Фото: Дмитрий Сандимиров/ТАСС

Россия, похоже, вскоре лишится ещё одного автозавода — в Ульяновске дела идут из рук вон плохо, огромное предприятие работает в минус. С конвейера сходит всё меньше автомобилей, по сравнению с 2024 г. падение объёмов производства превышает 60%. Но то ли ещё будет — вскоре вместо УАЗиков из ворот завода станут выезжать некие мутанты, собранные полностью из привозных комплектующих.

1281 машина за январь 2025 года — результат деятельности Ульяновского автозавода ужасает, таких цифр мировая экономика ещё не знала. Подобные показатели характерны для малых предприятий, которые занимаются переоборудованием транспортных средств и прочим тюнингом, для большого производства это стопроцентный приговор. Пациент скорее мёртв, чем жив.

Из означенного количества авто чуть менее половины — 574 машины — приходится на «буханку». Данный пепелац — мировой рекордсмен, целых 67 лет на конвейере. Производство цельнометаллического фургона УАЗ-450 стартовало в далёком 1958-м, с тех пор машина почти не изменилась. Разве что в худшую сторону — качество нынче не то, что было в СССР.

Читайте также
Еврейский графит для европейских электромобилей: Россия удивила всех «месторождением аккумуляторов» Еврейский графит для европейских электромобилей: Россия удивила всех «месторождением аккумуляторов» «Если Китай оставит Европу без анодов — придётся покупать их у нас, а больше негде»

«Буханки» отправляются в зону СВО, там их ругают, но берут — альтернатив, увы, нет. Туда же уезжают и «Патриоты», в каком количестве — неизвестно. Гостайна. «Козлы», они же УАЗ-469, которые на заводе фигурируют под вражеским названием «Хантер», не берёт никто. Армия от них отказалась ещё в 2011-м, а желающих покупать авто 1972 модельного года за 1,5 млн рублей немного. За январь 2025-го в Ульяновске собрали аж 14 «козлов». Аплодисменты!

За весь 2024-й завод осилил выпуск 35 975 машин, из которых больше половины отправилось на СВО, а именно все 14713 «буханок» и некоторое количество «Патриотов». Получается, что в среднем за месяц делали 3000 авто, показатель января 2025-го на 58% меньше.

Какое количество из того, что ушло на «гражданку», реально продано — очень хороший вопрос.

Сейчас в автосалонах скопилось около 700 тыс. новых авто, лишь половина из которых иномарки. На УАЗ, по приблизительным прикидкам, приходится 20−30 тыс. единиц транспортных средств, а то и побольше — до 50 тысяч. Ведь машины выпуска 2023 г. в автосалонах отнюдь не редкость.

Судя по всему, столь радикальное сокращение объёмов производства связано именно с этим. Дела у торговцев идут откровенно паршиво, покупать у завода новые партии машин они и не хотят, и не могут. Розничные продажи крайне низкие, автокредитование окончательно померло — спроса нет.

Предприятие, в общем-то, тоже фактически при смерти — во всяком случае, в том виде, к которому все привыкли.

В смысле как полноценный завод. В конце января на УАЗе стартовала «отвёрточная» сборка китайских пикапов JAC T6 и JAC T8, однако перспективы и тут не самые радужные. Проект запускали ещё тогда, когда продажи на российском рынке росли, сейчас наблюдается обратная картина.

«Отвёрточные» сборки нынче в принципе невыгодны, гораздо проще ввозить из КНР готовые транспортные средства. Судя по всему, Акела промахнулся…

«Локализация» пикапов, понятное дело, равна нулю — все детали привозные, из Поднебесной. Но то же самое творится и с «родной» продукцией завода. На «Патриот» и грузовичок «Профи» вскоре начнут ставить китайские дизели JAC HFC4DB21D1 и МКПП-6 — тоже импортную.

«По заводу циркулирует информация, что планируется закупка в КНР мостов — и переднего, и заднего, копий агрегатов от Toyota вроде как 70-й серии. Переговоры пока ведутся, но вероятность оценивается как высокая. Наш олигарх хочет полностью ликвидировать на заводе металлообработку, которая видится ему „лишней“, и таким образом уменьшить издержки. По сути, предприятие добивают. Впрочем, об этом уже не раз говорили совершенно открыто», — рассказывает один из работников УАЗа.

Действительно, говорили — ещё четыре года назад.

«Русского Land Cruiser Prado не будет. Оставим это право корпорации Toyota — вот пусть она и производит. Выпускать Prado мы не станем — вопрос решенный. Невозможно модернизировать то, чему уже 70 лет. Зачем? У неё есть свой жизненный цикл, просто надо ей дать дожить его нормально. Нужно позволить ей естественным путем уйти на покой. Пока завод функционирует, мы сделаем все, чтобы он являлся рентабельным. И вместе с акционерами думаем, каким образом люди будут иметь возможность работать и развиваться», — заявлял ещё в 2021 г. тогдашний директор Ульяновского автозавода Адиль Ширинов.

И понеслось. Ещё до начала СВО все работы по 180-сильному мотору на базе 406-го блока были свёрнуты, под нож пошли и иные проекты. В 2023-м на Заволжском моторном заводе — он тоже принадлежит миллиардеру Алексею Мордашову — прекратили выпуск дизеля ЗМЗ-514. Работы по принципиально новой раме для «Патриота» с пружинной подвеской и спереди, и сзади свернули. Оно не нужно.

Читайте также
Минпромторг, который не смог освоить «Кукурузник», замахнулся на мифический суперлайнер Минпромторг, который не смог освоить «Кукурузник», замахнулся на мифический суперлайнер В России хотят делать самолет, который от Москвы до Владивостока долетит за два часа

В настоящий момент «Патриот» — тот ещё конструктор. Отечественный 409-м мотор («начинка» частично импортная), но с китайской МКПП, раздаточная коробка тоже из Поднебесной. Вся электрика и электроника из КНР, подшипники, прочие сальники, приводные ремни и пыльники — аналогично. Вскоре сюда добавятся китайские же моторы, МКПП-6 и через какое-то время, наверное, АКПП. И означенные выше мосты.

Что останется отечественного? Кузов с рамой — собственно, и всё. Окрашенные китайской же краской. Качество окраски известно всем, тут добавить просто нечего. Равно и по поводу того, как сами кузова сварены, да и рам это тоже касается. Фары вроде как ещё делают в Рязани, но на заводе Bosch, поэтому за российское не считается. На фары владельцы этих машин не жалуются.

В планах «антиимпортозамещения» отсутствует «буханка», да с китайскими агрегатами она на СВО не нужна. Вероятно, её производство вскоре просто прекратят, и наша армия лишится этих автомобилей. Пусть кривых-косых и ломучих, но иных-то нет. Беда!

Проблему сохранения Ульяновского автозавода нужно решать, срочно и на государственном уровне. А иных вариантов кроме национализации тут как-то не просматривается. Причём забирать в госсобственность нужно также и Заволжский моторный завод.

Да и на ГАЗе тоже явно занимаются не тем, что нужно России. Там, конечно, собственник другой, но проблемы те же самые.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня