
Легендарные двигатели V8 HEMI возвращаются на пикапы Ram и не только, назревают и иные приятные для простых американских автолюбителей перемены. Но всё это не более чем внешний фон, происходящие сейчас в транснациональном концерне Stellantis перемены гораздо более глубокие, и администрация Дональда Трампа имеет к ним непосредственное отношение. Это особо не рекламируется, больше делают, чем говорят.
Санкции против товаров из Мексики и Канады, введённые новым американским президентом, возымели действие.
«Введённые администрацией Трампа пошлины на импорт из Канады и Мексики ставят бренды Jeep, Ram, Chrysler и Dodge в невыгодное положение по сравнению с их европейскими и азиатскими конкурентами. Данные меры увеличат бремя расходов в и без того крайне чувствительной ценовой среде.
Мы по-прежнему придерживаемся позиции, что продукция, соответствующая стандартам USMCA, не должна облагаться дополнительными пошлинами. Мы готовы работать с администрацией Трампа, чтобы поддержать дальнейшие инвестиции в наше американское производственное присутствие, но нам нужно время, чтобы внести эти изменения без негативного влияния на бизнес и наших клиентов", — заявили в Stellantis.
Проблема в том, что по означенным брендам значительная часть — до 50%, комплектующих производится в упомянутых странах, это просто выгодней с точки зрения минимизации расходов. И, естественно, увеличения прибыли. Председатель Stellantis Джон Элканн пытается добиться, чтобы для означенных автокомпонентов сделали исключение и дополнительные сборы их не коснулись, однако положительных сдвигов нет.
Зато негатив так и прёт. Дошло уже до того, что в американской прессе, где как-то не принято выражаться нецензурно, главу корпорации начали посылать по известному короткому адресу. Причём его же подчинённые.
«Честно говоря, главная проблема не в HEMI. Главная проблема в том, что мы отняли у американцев фундаментальную вещь. Американцы больше всего на свете любят свободу выбора. Когда вы отнимаете у них свободу выбора и говорите им — „Вы должны покупать вот это“ — они восстают. Имеет ли это смысл или нет, неважно. Это антиамерикански, ответ логичен: вы отобрали мой флаг, значит, идите вы… Мы, американцы, так и поступаем», — ругается генеральный директор Ram Тим Кунискис.
Иными словами, это бунт в Stellantis. Но после таких слов главу Ram почему-то никто не уволил. Есть подозрение, что это уже технически невозможно. Иными словами, у европейцев руки коротки.
HEMI это, действительно, святое. Жрут они, конечно, много, зато простые, мощные и фантастически надёжные. Культовая штука. И очень удобный повод для того, чтобы поднять бучу. Что, собственно, и происходит. Нужно вернуть их американским автолюбителям, а Chrysler Corporation — США.
Справедливости ради стоит отметить, что Chrysler Corporation давно, как бы сказать поделикатней, не блещет.
Проблемы начались ещё в конце 70-х годов ХХ века, тогда фирма была на гране банкротства. Пришлось за огромные деньги нанимать гениального Ли Якокку, который вытащил компанию из задницы. Однако не прошло и десяти лет, как корпорация вернулась в то же самое место.
Далее была попытка консолидации с немцами, но DaimlerChrysler долго не прожила — последовал «развод». Тут, конечно, больше потеряли немцы, а приобретённые Chrysler технологии, в частности, моторы, позволили трепыхаться чуть дольше. Однако в итоге фирма всё равно прошла процедуру банкротства, и её купили итальянцы — в 2014 году (фактически ещё в 2011-м) Chrysler Corporation перестала быть американской компанией. 16 декабря 2014 года структура стала называться Fiat Chrysler Automobiles US LLC. И уже потом этот актив попал в Stellantis.
Про злоключения Chrysler уже написаны десятки и сотни книг, кто прав, а кто виноват — тут масса версий. Это, по сути, уже и неважно. Да и не вспоминают нынче те истории, нечего ворошить прошлое. В реалиях сегодняшнего дня всё просто: есть хорошие американские парни, которых обижают, а есть гадкие европейцы. Ату их!
Геополитика, точнее, одна из её составляющих. Сейчас правящие круги США разыгрывают руками Дональда Трампа элегантную комбинацию, в которой «на орехи» должно достаться всем. Штаты как бы разошлись во мнениях с Евросоюзом по вопросу поддержки Украины, хотя именно американские марионетки рулят в руководстве ЕС. Де-факто налицо бескомпромиссная и непримиримая борьба правой руки с левой, но для публики всё подаётся как реальное противостояние. При этом ЕС становится главным спонсором ВСУ, США экономит деньги. Но главное в ином.
В руководство ЕС выдвинуты наиболее неадекватные персонажи, причём из стран-акцепторов — которые живут за счёт дотаций Брюсселя. Где всё плохо и политикой, и с экономикой. Европейской дипломатией рулит эстонка Кая Каллас, обороной — литовец Андрюса Кубилюса, экономикой — латыш Валдис Домбровскис. С головой все эти прибалты не дружат, чистой воды фактор нестабильности. Представителей Италии, Франции и Германии (кроме бешеной Урсулы) в Еврокомиссии оттёрли куда-то на задние роли. Не просто так — экономику ЕС «раскачивают» руками неадекватов, так как конкуренты США не нужны.
Не просто так в Штатах идут и наезды на Stellantis. Chrysler у итальянцев отберут, но дело даже не в нём. Распад транснационального концерна спровоцирует экономический кризис в Италии, да и властям Германии придётся выделять большие деньги на спасение Opel. Или как-то пристраивать эту компанию, искать ей нового владельца, что дело, в общем-то, практически безнадёжное. И тоже затратное. Плюс испорченная репутация немецкого автопрома.
При этом перспективы Chrysler Corporation выглядят вполне оптимистично. Рынок сбыта есть — внутренний американский — да и на экспорт в ту же Канаду машинки будут уходить. Денег в казне на оздоровление компании американцы изыщут точно так же, как это было в ходе спасения GM. Нового Ли Якокку тоже найдут.
В целом проект достойный уважения — и конкурентов выставить на деньги, и геополитический профит поиметь, и патриотизм в США поднять, и национальному автопрому помочь. По сути, за чужой счёт. Ничего личного, просто бизнес. Такому стоило бы поучиться.