
Несколько автомобилей на одной базе — хэтчбек, седан, универсал, кроссовер, вэн, спорткупе, «каблучок», что-то ещё, вплоть до мини-грузовичка — так давно принято во всём мире. Собственно, именно с этой целью «платформы» и были придуманы ещё более полувека назад. «АвтоВАЗ», как всегда, идёт своим путём, неведомым и беспощадным. Быть может, поискать заводу альтернативу?
«Запуск производства первого в истории „АвтоВАЗа“ семейного минивэна запланирован на 2027 год. Новая машина будет рассчитана на 5−7 мест и предназначена для семейных поездок. Суммарный объем инвестиций составит 21 миллиард рублей. Это большой проект», — заявил вице-президент компании Сергей Громак.
Иные подробности пока неизвестны, но минивэн точно не первый в истории завода, вице-президенту стоило бы выучить матчасть, дабы так не позориться. ВАЗ-2120 «Надежда» на удлинённой базе «Нивы» выпускали с 1998 года по 2006-й, всего сделали около 10 тысяч авто.
Ретайлинговая (с 2002 года) «Надежда» с фарами от ВАЗ-2110 смотрелась очень неплохо, а по техническим характеристикам машина изначально удалась. Недостатки тоже были, однако на фоне достоинств на них не обращали особого внимания. Однако на конвейер машину не ставили, её выпускали на опытном производстве, малыми сериями — купить ВАЗ-2120 было очень непросто, за ними гонялись.
Вскоре после того, как авто перестали изготавливать, по распоряжению собственников завода все штампы для производства кузова «Надежды» были уничтожены. Зачем? Наверное, по той же самой причине, почему сверхпопулярный полноприводный минивэн не разрешали запускать в массовое производство. Мешал «большим дядям» делать нормальный — с их точки зрения — бизнес.
На сегодняшний день есть два варианта появления тольяттинского минивэна. Первый — собственная разработка на базе «Весты», иной платформы класса «С» на заводе всё равно нет и не предвидится. Второй — переклеивание шильдиков на очередном китайском автомобиле. Вероятность этого даже выше, а деньги так или иначе «освоят» — дескать, шильдики нынче дороги.
Положим, минивэн будут разрабатывать всё-таки самостоятельно, хотя два года и 21 млрд рублей — это за гранью добра и зла. Правда, совсем не факт, что получится нечто приличное. В СССР — «Надежду» в целом сконструировали ещё в 80-е — в своё время не зря взяли именно полноприводную базу. В условиях тотального российского бездорожья переднеприводной вариант имеет очень ограниченную сферу применения. Тот же Mitsubishi Ourtlander (на базе Mitsubishi Lancer) — очень неплохой автомобиль, но только в варианте 4×4. Переднеприводная версия довольно тяжёлого кроссовера начинает буксовать даже в неглубоком снегу или на чуть раскисшем просёлке.
Своей МКПП с возможностью подключения раздаточной коробки у «АвтоВАЗа» нет, эту разработку на заводе развивать не стали. То есть трансмиссию придётся покупать. Но есть ли смысл? «Веста» и так более чем на 70% собрана из импортных деталей, у минивэна доля привозных комплектующих достигнет 90%, а то и больше.
К тому же для мифического «весто-вэна» придётся где-то брать оригинальные комплектующие. Например, «классическая» базовая линейка — Volkswagen Golf — Jetta — Caddy — Tiguan — Touran (в разные годы ещё субкомпакт Golf+, спорткупе Scirocco
Тольяттинскому минивэну потребуется более крепкая и энергоёмкая подвеска, просто переставить элементы от «Весты» не получится. То есть зарубежные заводы получат новые заказы. Нужно что-то делать и с тормозами, на «Весте» они импортные — от Renault Kaptur (Nissan Almera G15, Nissan Note E11, Nissan Micra K12
Что вообще в России производится для «Весты» — загадка. Блоки ДВС разве что, даже МКПП теперь ставят китайские. Кузова ещё штампуют и сваривают, иными словами, от какого-нибудь «отвёрточного» производства в Калуге отличий осталось самый минимум. По «Ниве» и «Гранте» получше, но тоже идёт импортозамещение — замещение отечественных автокомпонентов импортными. С таким подходом там точно ничего путного не сконструируют.
Собственный семейный вэн России, бесспорно, нужен, равно как кроссовер, внедорожник, пикап и ещё много чего. «АвтоВАЗ», как говорится в популярном анекдоте, место плохое. Быть может, стоит создать альтернативу?
«Многие годы, наблюдая за положением дел в автопроме и государственными мерами поддержки, я не увидел реальной альтернативы. Хорошо, что у нас есть «АвтоВАЗ». Но как магистральный путь развития отрасли — это тупик, топтание на месте. Нужен амбициозный проект, точка прорыва, нужна реальная конкуренция. В её отсутствие и все прочие подходы, в том числе обсуждаемый закон о «локализации» такси, — полумеры и игра в пользу монополиста.
Откуда деньги? Пусть потратится государство, пусть скинутся олигархи, чье состояние пухнет с каждым месяцем. Но зато мы создадим современное мощное производство, которое будет служить нашим сыновьям и внукам", — предлагает глава партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
Свежо, разумно. А деньги, действительно, есть. На 2025 год правительство выделяет российским автозаводам субсидии в размере 818,9 млрд рублей, на 2026-й — 1,14 трлн рублей, на 2027-й — 1,38 трлн рублей. Типа на «компенсацию части производственных затрат». Суммарно почти 3,5 трлн рублей, которые хочет полностью забрать себе «АвтоВАЗ».
Золотой какой-то завод в Тольятти получается, в прямом смысле этого слова. По текущем котировкам Центробанка — около 8000 рублей за грамм драгметалла — только в этом году в «плохое место» должно фактически отправиться более 100 тонн золота. Всего же — более 400 тонн! Не всякая страна мира имеет такой золотой запас.
На новый автозавод «под ключ» точно хватит. А за золото предприятия нам построят, кто угодно — хоть японцы, хоть американцы, хоть немцы. Мигом забудут про все санкции. Как это было в 30-е годы ХХ века, как это было при Брежневе. Деньги не пахнут.
Только надо определиться, что именно нам нужно. Европейские микроавтомобильчики? В тех же Штатах на это убожество не сядет самый последний нищий негр, ведь в большой стране должен быть большой автомобиль. А нас почему-то всё заносит в сторону Италии и прочих стран размерами с не самую большую область РФ.
У американцев есть замечательная платформа GMT800, она, вместе в «ответвлением» 600-й серии (полноразмерные вэны, в том числе полноприводные) как раз заслуживает пристального внимания. Для США она устарела, а нам — в самый раз.
Это производство осилим. Крепкие, комфортабельные и вместительные Chevrolet Tahoe, мощные и практичные Chevrolet Silverado, элегантные Chevrolet Avalanche, полноценные вэны Chevrolet Express. Большой стране — большие автомобили!
Пока всё это, увы, мечты. Но вполне реализуемые. И в том случае, если во властных структурах РФ появятся патриоты-технократы, проект вполне реализуемый. Особенно если ещё пощипать олигархов — тогда и пару автозаводов купить можно. «АвтоВАЗ» не пострадает, просто его продукция будет продаваться аккурат за те деньги, которые она стоит. Раз в 5−6 дешевле, чем сегодня.