
Всем гражданам Российской Федерации предлагается скинуться и дать денег руководству «АвтоВАЗа», много. Примерно так в переводе на простой язык звучат новые предложения из Тольятти. Для того, чтобы скрученные из китайских деталек «жигуляторы» продавались, а то ведь их никто не хочет покупать. В Минпромторге обещали подумать, идея, в общем-то, интересная — прибыльная.
«Обсуждаем с Минпромторгом различные новые форматы мер поддержки спроса. Как один из вариантов, которые обсуждаем — это прямые субсидии автопроизводителям, которые будут транслироваться в скидке для покупателей. Это позволит автопроизводителю напрямую предлагать покупателям скидки, избегая завышенных процентов банков по кредитам», — заявил вице-президент «АвтоВАЗа» Сергей Громак.
Интересная получается арифметика. Завод получает из казны несметные деньги на «компенсацию части производственных затрат», в 2025 году всего на эту программу выделяется 818,9 млрд рублей, большая часть средств уйдёт (и уже ушла) в Тольятти. Дальше — больше. В 2026-м — 1,14 трлн рублей, в 2027-м — 1,38 трлн рублей.
При этом автогигант недавно опять поднял цены, оправдывая это ростом издержек. Хотя они с лихвой компенсируются казной. Получает завод и иные субсидии, всё-таки вроде как государственное предприятие. Или всё же «вроде как»?
Недавно ФГУП НАМИ откровенно «наехал» на «АвтоВАЗ», продемонстрировав всей России, что современные «жигуляторы» — это некие поделки, доля отечественных комплектующих в которых существенно менее половины. Это, собственно, и так все знали, но в данном случае налицо суровый «официоз» от очень уважаемого государственного института. К чему бы это?
Быть может, к тому, что на дорогах всё больше авто из КНР, которые стоят дешевле пепелацов из Тольятти, причём существенно? А уж по соотношению цена/потребительские качества продукция «АвтоВАЗа» уже совершенно неконкурентоспособна, хотя недорогие «китайцы», конечно, тоже не подарок. Но, несмотря на все их недостатки, оснащение там гораздо лучше, дизайн современный, да и комплектующие тоже вполне ничего.
Скидочная кампания по иномаркам продолжается, размер дисконтов каждый день растёт. Покупатели пока выжидают, ещё рано. Всё верно, рано — будет ещё дешевле, ведь на складах машин не просто много, а совсем завались, в том числе машин 2023 и 2024 годов.
Напротив, в салонах официальных дилеров «АвтоВАЗа» мёртвая тишина по поводу всяких «акций». Есть лишь «льготные» кредитные программы, от которых веет ненавязчивым таким желанием кое-кого объегорить.
Положим, Минпромторг даст денег на скидки, условные 100 млрд рублей. Меньше, понятное дело, смысла нет. Дальше что?
«Желание российского автопроизводителя стимулировать продажи логично, однако сам предлагаемый механизм реализации господдержки пока вызывает вопросы. Непонятно, как непосредственно субсидии будут привязаны к снижению стоимости автомобиля для конкретного покупателя», — отметил эксперт компании «Эйлер Аналитические Технологии» Владимир Беспалов.
Да, действительно, всё как-то очень непрозрачно. По сути, ценообразование можно сделать каким угодно, применяя всевозможные схемы, причём элементарные.
Берём, к примеру, «Гранту», она нынче стоит в автосалонах от 1,1 млн рублей (базовая версия за 775 тысяч рублей — ненаучная фантастика). Если накрутить отпускную цену на 20% и за счёт бюджетного финансирования сделать скидку в 30%, машинка станет стоить ровно миллион. Ловко? Еще бы. Хотели скидки? Вот они, получите и распишитесь. Всё честно, всё для народа, становитесь в очередь.
Правда, есть один существенный момент — потребители давно раскусили, что представляют собой современные авто из Тольятти, НАМИ добавил огонька. И люди не готовы платить много. 400−500 тысяч рублей максимум, а то и меньше. Конструкторы из китайских запчастей, которые не берут в работу уже на многих СТО, интересные немногим. Ценники нужно ронять в два-три раза минимум, а на это никаких бюджетных денег не хватит. То есть налицо типичная «задачка-неберучка».
Скорее всего программу означенных «субсидий» власти одобрят несмотря на то, что дырка дефицита в казне РФ с каждым днём увеличивается. Логика тут проста — уж очень денег хочется.
Продажи это вряд ли подстегнёт, так как народ желает куда больших скидок. Но фишка тут в том, что любая копейка, попадающая на «АвтоВАЗ», тут же куда-то загадочным образом дематериализуется. В Тольятти попросят ещё, и так до бесконечности. Собственно, так оно постоянно и происходит, меняются только названия программ получения финансирования.
«Огромное подспорье — это программа льготных займов Минпромторга и Фонда развития промышленности. Очень важно эту программу продолжать финансировать, сохранить, и сохранить льготные ставки на 3−5% на локализационный инвестиционный проект. Дальше очень важно сохранить финансирование субсидий на НИОКР — очень успешный продукт Минпромторга», — вещал на днях тот же Сергей Громак.
Успешность НИОКР, видимо, состоит в замене отечественных комплектующих на импортные, иных достижений на заводе как-то не наблюдается. Да и в целом там что-то всё странно. Производство «Нивы» и «Шнивы» остановлено, «Нива Спорт» с треском провалилась, «Искры» делают аж две штуки в день. Не пора ли наведаться на завод серьёзным людям с холодными головами, горячими сердцами и чистыми руками? Да и в Минпромторг тоже.