Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Сервис «У дяди Васи» отступает за МКАД, но не сдаётся. Почему дорожает авторемонт

Плюсы и минусы «монополизации» рынка услуг для автовладельцев

2649
Сервис «У дяди Васи» отступает за МКАД, но не сдаётся. Почему дорожает авторемонт
Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин
Материал комментируют:

Крупные станции технического обслуживания (СТО) наступают на привычные автосервисы. По мнению представителей этого бизнеса, в 2026 г. рынок авторемонтных услуг сильно изменится из-за сноса и застройки промышленных зон, роста арендной платы и трудностей с получением кредитов.

Мелкие цеха либо закроются, либо перейдут в теневой сектор, что может вызвать повышение цен образовывающимися монополистами. Мастера, имеющие собственную клиентскую базу, вероятно, начнут работать в частных гаражах или арендовать места где-то ещё.

В течение минувших четырех лет арендная плата в промышленных помещениях ежегодно увеличивалась в среднем процентов на 10, в 2026-м ожидается её дальнейший рост. В Москве повышение стоимости аренды и сокращение площадей вынуждают малые и средние автомастерские перемещаться за пределы МКАД, переходить в специально оборудованные помещения, повышая цены на услуги, а то и вовсе прекращать деятельность, не в силах конкурировать с крупными СТО.

Читайте также
Тотальная проверка "малой авиации": Техника стареет, перевозчики экономят, а люди гибнут Тотальная проверка «малой авиации»: Техника стареет, перевозчики экономят, а люди гибнут Олег Пантелеев: Главной причиной катастроф остается человеческий фактор

Рост цен на авторемонт может привести к дельнейшему снижению спроса на услуги мелких сервисов. Клиенты уже отказываются от дополнительных работ или обращаются в крупные фирмы, где качество услуг выше. Есть, конечно, ещё вариант ремонтировать авто самостоятельно, посмотрев видео в интернете.

Экономист Юрий Горохов считает, что буйный расцвет аренды рабочих мест — мировой тренд:

— Многие россияне уже наслышаны про некие «рабочие пространства», где фрилансеры и удаленные сотрудники могут арендовать местечко, а не целый офис, хоть на час, хоть на день, получая доступ к интернету, мебели, переговорным и другим удобствам, то есть «коворкинг» — явление не новое. И не временное, а долгосрочная бизнес-модель. На Западе — например, в США и Германии — она популярна среди DIY-энтузиастов, от Do It Yourself, то есть «сделай сам».

В России этот формат может в большей степени ориентироваться не на любителей, а на профессионалов, мастеров, которых вынудили стать «самозанятыми предпринимателями». Они станут буферной зоной между теневой «гаражной экономикой» и легальным крупным бизнесом.

«СП»: А не проще мелким мастерским полностью вернуться в «гараж», не платя налогов государству, которое у нас не любит мелкий бизнес, точнее не умеет или не хочет с ним работать?

— Рынок, скорее всего, расколется на два сегмента. Это «премиум»: крупные, легальные, технологичные сервисы с гарантиями, дорогим оборудованием и высокими ценами.

Их клиенты — владельцы новых и дорогих автомобилей, а также корпоративный парк. А другой сегмент — «бюджетно-теневой»: мастера-одиночки, гаражные сервисы с сомнительной отчетностью. Там могут ремонтироваться владельцы подержанных автомобилей, думающие о цене вопроса.

Разрыв между этими двумя сегментами по качеству, цене, гарантиям и безопасности будет только увеличиваться. Среднее звено, небольшие легальные мастерские, возможно, вообще исчезнут, по крайней мере в мегаполисах.

Уже появились и будут развиваться цифровые платформы, типа «Яндекса» или «Авито-услуг», специализированные под авторемонт, для агрегации мастеров и записи клиентов.

Это поможет мастерам из «серого» сегмента находить желающих, а тем — хоть как-то оценивать их репутацию. В условиях фрагментированного рынка такие платформы могут быстро развиваться, становясь ключевым инструментом связи между разрозненными мастерами и клиентами, — считает эксперт…

Так что вместо рынка мелких мастерских в России, по крайней мере в крупных городах, формируется новая система. Она будет состоять из видимой верхушки крупных легальных сетей, площадок для мастеров-индивидуалов в качестве прослойки и обширного теневого или полутеневого гаражного сектора как невидимого основания.

Государство своими действиями лихо ускоряет этот процесс. Качество ремонта на массовом рынке, возможно, снизится. Цены в легальном сегменте будут расти опережающими темпами. Это — классическая трансформации бизнес-среды под давлением регуляторных шоков.

В ближайшее время объем ремонтов в мелких автомастерских может сократиться процентов на десять, что способно подтолкнуть владельцев к теневой деятельности — до 15% оборота. Около 20 тыс. сервисных предприятий уже испытывают трудности, и часть из них, очевидно, закроется, особенно те, которые предлагают ограниченный набор услуг.

В Европе и по всему миру развиты сети именно больших автосервисов, часто принадлежащих дилерам или крупным сетям, хотя есть и небольшие независимые мастерские. Сети обычно предлагают стандартные услуги по техобслуживанию, диагностике и ремонту, а также продают запчасти. Мастерские специализируются на конкретных марках или типах ремонта, предлагая более гибкий подход, а порой низкие цены.

Многие автосервисы сертифицированы под стандарты качества, гарантируя высокий уровень обслуживания. Существуют также специализированные центры для ремонта электро- и гибридных автомобилей, что актуально в связи с ростом их популярности.

В некоторых странах обязателен регулярный технический осмотр для всех автомобилей старше четырех лет, что стимулирует владельцев своевременно обращаться в автосервисы. У нас это всё вышеперечисленное — тоже было, но в одночасье рухнуло.

И многие автомобилисты, задумываясь о стоимости ремонта, предпочли бы обратиться к некоему пожилому «дяде Васе». Увы, для него после того, как снесли его старый гараж, аренда рабочего места — что-то из разряда фантастики.

Читайте также
Меняем Джамшута и Равшана на Нгуена и Викрама Меняем Джамшута и Равшана на Нгуена и Викрама Мигрантов из дальнего зарубежья придется не только учить, но и одевать

Молодой частный мастер по авторемонту Иван Протасов признался, что пока есть здоровье, можно зарабатывать 200 тыс. рублей в месяц:

— Пожилые мастера уже ушли на покой. Тем, кто помоложе, не всегда хочется делиться с хозяевами. Они ведь не против, чтобы на них работали круглосуточно. И отбоя от клиентов вообще-то нет.

Я, уйдя на вольные хлеба, сначала пробовал арендовать площадку в одном сервисе посуточно, но это оказалось невыгодно. Решил взять кредит и арендовать сразу не месяц. Всё получилось.

Вижу, что некоторые автомобилисты заезжают, ремонтируют или обслуживают свои машины самостоятельно. А рядом — другие мастера, типа меня, с постоянными клиентами.

«СП»: А в частном гараже не дешевле?

— Так не осталось в Москве таких гаражей! В Подмосковье и по России — да, много слесарей и электриков работают в гаражах. Там, в принципе, можно выполнять до 60% ремонтных работ. Но могут возникнуть вопросы, возьмёт и нагрянет какая-нибудь «крыша».

«СП: Как у молодого «Васи-слесаря» с качеством услуг? Есть ли гарантии?

— Всё на честном слове, конечно. Если схалтуришь, то, во-первых, второй раз не приедут и не порекомендуют, а, во-вторых, отзыв по адресу на карте накатают плохой. Вообще, скажем так, «гаражный» или «дворовый» рынок авторемонта вдоль автотрасс — это процентов пятьдесят от общего, никак не меньше, — считает мастер…

Но доля мелких независимых автосервисов постепенно сокращается. Крупные СТО, имеющие собственные площади стабильны, у них и цены могут расти в соответствии с инфляцией.

Сокращение числа мелких мастерских и уход дяди Васи в теневой сектор в чём-то напоминает ситуацию конца 90-х и «нулевых», когда владельцы четырех колес искали, где подешевле, мечась между официальными и гаражными сервисами.

Конец эпохи гаражей в целом по России, наверное, ещё далек. Да, станция техобслуживания «Дядя Вася» закрылась, но вместо неё появилась другая: «Просто Вася», а порой «Просто Абдула».

Последние новости
Цитаты
Олег Сухарев

Доктор экономических наук, профессор РАН

Константин Смирнов

Независимый экономический обозреватель

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня