«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова
Владельцы 30 тысяч авто, ввезенных в Россию за последний год, обязаны доплатить утильсбор — таково мнение Федеральной таможенной службы (ФТС). Речь идет о весьма крупных суммах, для многих покупателей просто непосильных. С некоторых покупателей, например, требуют до 3,5 млн рублей доплаты.
Представители ФТС разъяснили: подходы к организации проверочных мероприятий не изменялись. Таможенники планово проверяют полноту уплаты утилизационного сбора, в том числе в отношении транспортных средств, ввозимых в Россию с территории государств-членов ЕАЭС.
Уплата утилизационного сбора предусмотрена федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор подлежит уплате за каждое ввозимое или произведенное транспортное средство.
«Хватит грабить свой народ!», «Я патриот, но не идиот»: Владивосток послал гневный сигнал Минпромторгу по поводу утильсбора
Участники митинга в столице Приморья пытались достучаться до московских чиновников
Что касается правил уплаты, взимания и взыскания утильсбора, то они утверждены постановлением правительства России от 26 декабря 2013 г. № 1291.
При этом расчет утилизационного сбора производится плательщиком самостоятельно. Это, кстати, ключевой момент. Но об этом чуть ниже.
Итак, с весны 2024 года в нашу страну ввезли более 30 тысяч автомобилей Hyundai, Kia и Skoda казахстанской сборки.
Машины производили в особой экономической зоне, поэтому владельцы при ввозе платили только «коммерческий» утильсбор в сумме от 667 тысяч до 1,9 млн рублей. Они полагали, что рассчитались с российским государством сполна. Но с октября 2025 года ФТС начала массово требовать доплаты — от 750 тысяч до 3,5 млн рублей.
Депутат Госдумы Станислав Наумов, заместитель председателя комитета по экономической политике, ответил на вопрос корреспондента «Свободной Прессы» коротко по поводу вышеописанных действий таможни: «Я поддерживаю!».
Характерно, что по оценкам самих российских таможенников в последнее время количество выявленных нарушений увеличилось.
Причем, самой распространенной причиной дополнительных начислений утильсбора стало нарушение порядка применения формулы его расчета.
О какой же формуле идет речь? А вот о какой: УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка. Надо пояснить, что УСед — стандартный утилизационный сбор; Ктп, Кндс, Ка, — корректировочные коэффициенты, их рассчитывают как разницу между суммой таможенных пошлин, налогов, фактически уплаченных по декларации на товары в странах ЕАЭС и суммой пошлин, налогов, которые были бы уплачены по декларации на товары в России.
Понятно, что законы гражданам знать надо. Однако сейчас, видимо, все внимание россиян к свежим изменениям в законодательстве, а их море.
В то же время к законам еще 90-х годов, как и к правительственным постановлениям, которые издавались более 10 лет назад, внимание наверняка ослабло.
Может, стоило таможенникам сделать напоминания по этому поводу тем, кто ввозит машины из-за рубежа? Разработать специальную памятку с примерами расчетов, например.
Автовладельцы сейчас обвиняют таможенников в том, что льготы отменили задним числом.
Покупатели иномарок, собранных в Казахстане, напоминают, что уже оплатили утильсбор. Причем, не льготный, который существует для физических лиц (от 3,4 тыс. до 5,2 тыс. рублей), а полновесный коммерческий.
Но таможня непреклонна: через суды требует платить утиль во второй раз, выставляя неподъемные для многих суммы — до 3,5 млн рублей. И уже есть суды, которые такие требования ФТС удовлетворили.
Логика госведомства понятна. По закону проверять и пересчитывать платежи ФТС имеет право в течение трех лет. А перед таможенниками правительство поставило, к слову, серьезный план по пополнению федерального бюджета — более 8 триллионов рублей в этом году. Это больше плана 2024 года.
Соблазн сограждан минимизировать таможенные платежи и утильсбор при покупке машин за границей тоже понятен. Однако с государством в такие игры пускаться — заведомо обрекать себя на проигрыш.
И все-таки вопросы к государству есть. Автомобильный эксперт Ян Хайцеэр не может понять, почему государство переложило ответственность на граждан?
Эксперт обращает внимание, что такие машины, как Hyundai и Kia относятся к самым бюджетным: «То есть машина стоит два миллиона, а человеку насчитывают дополнительно миллион. Это не то что неприятно, а это практически невозможно уплатить. Нет у людей этого миллиона».
Ранее «Свободная Пресса» рассказывала, какая скандальная ситуация возникла из-за введения новых ставок утильсбора для мощных импортных иномарок (более 160 лошадиных сил).
Мы также рассказывали, чем отличаются российские правила утильсбора от правил, принятых в других странах мира — наших автовладельцев обдирают, как липку.
Утильсбор по-американски, по-японски, по-корейски, по-немецки и по-русски. Почувствуйте разницу
Скандал вокруг резкого роста ставок для мощных иномарок порождает интерес к тому, как вопрос решают в других странах
В соцсетях российские автомобилисты сейчас откровенно возмущены ситуацией с такими большими требованиями доплаты утильсбора за машины, ввезенные из Казахстана.
В группе известного СМИ в комментариях под постом на эту тему Алексей Симаков задается резонным вопросом: «С каких пор утилизировать машину стало стоить дороже чем ее купить?».
Владимир Ульяновский высказывается эмоциональнее: «Если вы свой металлолом сдадите на чермет, то вам ещё доплатят! А вот то, что вы платите государству за то, что покупаете новый автомобиль, это я считаю грабежом населения России!».
Халил Асылгараев приводит расчеты на основе личного опыта: «Я „чанган“ КС 55 плюс пригнал летом, так что тема меня эта волнует. В плане того, что в Китае этот автомобиль стоит 950к, на казахстанскую границу он пришел, 120к, государству я отдал 575к + 3к утильсбор не коммерческий. Поставил на учёт после растаможки, а теперь я ещё должен заплатить, что ли?».
Захар Горбунов встал на сторону государства в данном споре: «По сути государство не обязано тратить деньги за тех, кто самостоятельно принял решение, что не будет покупать на территории страны автомобиль».
Представители ФТС могут быть довольны.
Последние новости о налогах, сборах, штрафах и налоговом законодательстве, - в теме «Свободной Прессы».