Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Власть
17 декабря 08:07

Обираловка с обочины: Хуснуллин подает водителям странные знаки

Власти готовы ввести приоритет электронных дорожных знаков, не считаясь с расходами и здравым смыслом

4655
Обираловка с обочины: Хуснуллин подает водителям странные знаки
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Материал комментируют:

В России планируется законодательно утвердить приоритет указаний электронных дорожных знаков над традиционными стационарными. Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения, возглавляемая вице-премьером Маратом Хуснуллиным, одобрила список конкретных заданий профильным ведомствам: Министерству транспорта, Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) и Министерству внутренних дел — подготовить комплекс поправок в Правила дорожного движения (ПДД).

Основное нововведение обяжет всех водителей беспрекословно выполнять требования электронных табло. Пока они применялись для оперативного введения ограничений скорости, например, в зависимости от погодных условий.

Однако действующие ПДД не содержат чёткой нормы, принуждающей подчиняться именно этим указаниям. В результате камеры фото- и видеофиксации нарушений не работают в связке с электронными табло и штрафы за несоблюдение показанных на них ограничений — пока не выписываются.

Читайте также
ЦБ сохраняет интригу: Эксперты делают прогнозы по поводу ключевой ставки ЦБ сохраняет интригу: Эксперты делают прогнозы по поводу ключевой ставки Рынок ожидает, что она опустится до 16%

После принятия поправок информация на электронном табло будет важнее обычного знака, пылящегося у обочины. Например, если на стационарном знаке разрешено 90 км/ч, а на электронном табло из-за дождя горит 60 км/ч, водитель должен руководствоваться последним.

Инициатива о закреплении приоритета электронных знаков ранее уже звучала от руководства государственной компании «Автодор», крупнейшего оператора дорожной сети, уже установившего на трассах более 2,6 тысяч электронных знаков.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин признался, что не очень себе представляет, зачем прикладывать столько усилий по поводу дорогостоящего нововведения в условиях дефицитного бюджета:

— Установка дорогостоящей инфраструктуры ничего не дает с точки зрения безопасности дорожного движения. Конечно, собственнику дороги удобно оперативно менять скоростной режим: хочет — включит 40 километров в час, хочет включит все 80. Но проблема в другом.

Водители привыкают к тому, что на какой-то дороге — определенный скоростной режим. Исходя из этого, они выбирают характер движения. Даже дороги выбирают: если кто-то знает, что где-то ограничение 40, он, может, туда вообще не поедет.

Понятно, что на установку этого «счастья» и его постоянную поддержку, пусконаладку и всё прочее — потребуется не просто много денег, но еще и возникнет целый букет рисков. А что, если этот знак в какой-то момент выключится? Ну, вода попала, плата сгорела, и всё, как говориться «привет котёнку». Соответственно, необходимо будет либо менять его, либо полностью ремонтировать.

С алюминиевым же знаком, который стоит у обочины, может случиться только одно — в случае урагана его сдует.

Поэтому я не знаю зачем в условиях дефицитного госбюджета, когда есть масса других решений, хорошо влияющих на безопасность дорожного движения, государству инвестировать в какие-то непонятные табло! Не лучше поставить, например, проекционные пешеходные переходы. Они будут стоить дешевле, сэкономят деньги, жизни спасут.

«СП»: Вы имеете в виду проекционные, световые указатели подобно тем, что сейчас используется в световых шоу и рекламе? Они явно будут меньше истираться под ногами пешеходов и под колёсами автомобилей.

— Да, мы в Национальном автомобильном союзе выступаем за рачительное расходование «государственных средств».

Потому что нет государственных средств, есть средства налогоплательщика. Автомобилисты — это те самые налогоплательщики и нам очень не нравится, когда наши деньги кидают в топку.

Бывает, что у какого-то чиновника появляется какая-то «хотелка». Порой она очень сильно ему нравится. Но эту свою хотелку он может реализовать на… приусадебном участке. Поставить себе знак и любоваться, менять скоростной режим.

«СП: Сейчас в смартфонах у автомобилистов много всего в навигаторах. Там даже есть указатели, правила ограничения скорости. Может их как-то узаконить?

— Навигатор и антирадар программы хорошие. Но, во-первых, у нас такая страна, которая делится… на две. В том смысле, что у одной части — есть смартфон, а есть до сих пор люди с кнопочными телефонами.

Я недавно столкнулся с ситуацией, когда намечалась сделка, а мой контрагент не имел смартфона. При этом все регистрации происходят через электронные подписи. И чтобы такому человеку преодолеть бюрократические процессы удалённо, приходится пройти настоящий квест…

Соответственно, надо учитывать, что не у всех есть смартфоны. А скорость колонны всегда считают по самому слабому участнику движения, чтобы тот не отстал. Здесь то же самое: если мы официально узаконим электронные знаки, с ними люди ещё могут жить и ездить по дорогам. А если всё будет через смартфоны, то у нас полстраны перестанет пользоваться дорогами общего пользования! Они просто не будут знать скоростной режим.

Это не сработает. Ведь есть ещё один нюанс — проблема с позиционированием. Мы далеко не всегда знаем, где находится наш смартфон в системе ГЛОНАС в навигационной программе. А значит не знаем и где машина находится?

Из Шереметьево в Крым и обратно можно, на карте в смартфоне, виртуально «перескочить» за 15 секунд.

Ещё ведь далеко не вся территория Российской Федерации накрыта интернетом. Так что все эти нововведения — разбиваются в суровую реальность — отсутствия интернета. Отъезжаешь на 20 километров от города, и на федеральной трассе — нет сети, напоминает эксперт…

Конечно, красивые светящиеся электронные табло нужны не сами по себе, а для разработки единых для всей страны принципов установки скоростных режимов на автодорогах.

Читайте также
Губернатор Турчак - жителям Горного Алтая: Сами виноваты, что газа в республике нет – не надо было бузить Губернатор Турчак — жителям Горного Алтая: Сами виноваты, что газа в республике нет — не надо было бузить «Человек из Москвы» добивается покорности края чабанов и охотников

Сейчас обязательными к применению являются лишь ГОСТы, регламентирующие технические правила установки знаков, но не сами основания для введения того или иного ограничения.

Пока решения по скоростному режиму принимаются на усмотрение региональных властей или собственников трасс.

Новые принципы призваны исключить необоснованное снижение разрешённой скорости. Но после создания таких правил, следующим шагом может стать отмена «нештрафуемого» порога превышения скорости, который сейчас составляет 20 км/ч.

То есть если на знаке ограничение скорости 90 км/ч, а вы двигаетесь со скоростью 109 км/ч, то формально превышение составляет 19 км/ч, находясь в пределах «нештрафуемого» порога, и штраф за это не выписывается.

А после появления световых табло с меняющимися данными разрешенной скорости, можно ожидать дальнейшего роста непонятных штрафов.

Но с этим-то мы скорее всего смеримся. А как быть с возможной уязвимостью к сбоям и хакерским атакам? Появится угроза целенаправленного взлома системы.

Злоумышленники теоретически могут изменять ограничения скорости на трассе, приводя к хаосу и ДТП, как это уже было описано в фантастических фильмах.

Да, динамические табло — стандарт для автомагистралей и ключевых трасс в мире. Они интегрированы в интеллектуальные транспортные системы.

В том же ЕС, США и Китае прописаны условия их использования для управления потоком при заторах, введения переменных ограничений из-за погоды, аварий, дорожных работ. Когда в реальном времени меняется ограничения скорости и открываются или закрывается полосы, это снижает заторы и аварийность, что доказанно.

Так что, главный вопрос для России — скорее всего не «внедрять или нет», а «как внедрять». Можно прозрачно, технологично, с учётом полного жизненного цикла затрат и с фокусом на реальное повышение безопасности, а можно как для нового инструмента сбора штрафов и «освоения бюджета».

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Елена Зубова

Учитель высшей категории, публицист

Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня