По данным газеты «Ведомости», в России планируется отмена ввозных пошлин на электромобили, и это прекрасный шаг. В конце концов, зачем нужны пошлины на то, что и так стоит три ценника и продается хуже, чем Rollse-Royce?
Проблема большинства электромобилей — слишком дорогие аккумуляторы. Например, для малолитражки Mitsubishi iMiev они стоят порядка 8−10 тысяч евро, а ведь речь о машине размером с Daewoo Matiz!
Добавим к этому пошлины, и стоимость iMiev в России получилась издевательской — 1,8 млн рублей. Но даже при таком абсурдном ценнике он разошелся тиражом несколько десятков экземпляров.
Отмена пошлин придаст рынку электромобилей второе дыхание, частично компенсировав их дороговизну и некоторые эксплуатационные неудобства. Ведь пробег электромобиля на одной зарядке редко превышает 160 км в идеальных условиях, а время пополнения батарей — 6−8 часов.
Ниже — ТОП-5 самых интересных, на наш взгляд, электромобилей после отмены пошлин.
Renault Twizy
Это даже не машина. В Европе «Твизи» классифицируют, как тяжелый квадроцикл, хотя у него закрытый салон, традиционные автомобильные кресла и руль.
Twizy — не просто электромобиль, а очередная попытка создать идеальный городской транспорт. За счет размещения двух седоков друг за другом удалось сделать машину настолько узкой, что в один парковочный слот войдут два «Твизи».
Пробег на одной зарядке составляет лишь 100 км, и коль скоро перед нами нечто вроде скутера, этого вполне достаточно для рутинных городских вояжей. Максимальная скорость у мощных версий Twizy составляет 80 км/час — опять же, минимально-достаточное значение, чтобы не затерли в потоке.
Если пошлины отменят, Twizy обойдется примерно в 350 тысяч рублей, то есть по цене сравним с китайским квадроциклом. В Европе Twizi завоевал титул самого продаваемого электромобиля: в 2012 году реализовали около 10 тысяч юнитов.
Nissan Leaf
Nissan Leaf завоевал репутацию одного из первых электрокаров, в котором нет спартанщины и следов конверсии нормального авто в электрический. Потому что Leaf — это электромобиль от рождения. У него есть кондиционер, обогреватель, необходимые системы безопасности и в целом по потребительским качествам он является обычным представителем гольф-класса.
Leaf стоит в США около $29 тысяч, то есть при его беспошлинном ввозе можно ориентироваться на сумму 1 миллион рублей. Это недешево, но уже и не безнадежно.
Тем более, Leaf протестировали даже в зимних условиях, и при температуре -10 градусов при включенной «печке» он показал пробег до 100 км в городском трафике. Зарядка Leaf 2014 модельного года занимает 4 часа, если же установить «чарджер» постоянного тока, то 80 зимних километров закачаются за полчаса.
Правда, срок окупаемости по расчетам всех экспертов составляет не менее 7−8 лет и то при достаточно интенсивной эксплуатации. Так что даже при наличии бесплатных электрозаправок экономия вряд ли станет главным мотивом при покупке электромобиля в России. А вот его необычность и зеленый имидж — вполне.
Toyota RAV4 EV
Россияне любят кроссоверы вообще и RAV4 в частности, поэтому электрическая версия неизбежно попадает в наш шорт-лист. Причем ценник получается почти конкурентоспособным: в США автомобиль стоит без малого $50 тысяч, то есть при обнулении пошлин в России может уложиться в 1,6 млн рублей. Это сравнимо с топовыми комплектациями бензиновых RAV4. По понятным причинам никакой конкуренции электро-РАФ традиционным машинам не составит, но уж если покупали iMiev за 1,8 млн, купят и RAV4 за 1,6.
Тем более, кроссовер оснащается батареей и силовым агрегатом, заимствованным у калифорнийской компании Tesla — о ее продукции чуть ниже. Пробег на одной зарядке составляет 148 км или 182 км в зависимости от способа. В первом случае продлевается ресурс батарей, поэтому «мягкая» зарядка предпочтительней, когда нет нужды ехать далеко. Пополнение батарей занимает 5−6 часов.
Правда, назвать RAV4 EV настоящим кроссовером язык не поворачивается: мало того, что есть риск встать в чистом поле с разряженной батареей, так ко всем бедам автомобиль переднеприводный, а клиренс уменьшился до легкового за счет установки блока батарей.
BMW i3
BMW выпустила первый (и не последний) переднеприводный «мобиль» в своей истории, и это — электромобиль. Баварцы решились на смелый эксперимент, попытавшись в одной машине совместить традиционные ценности BMW и новомодную зацикленность на всем зеленом.
Машина, внешне смахивающая на компактвэн, вышла весьма прогрессивной. Алюминиевое шасси-тележка сверху накрыто углепластиковым кузовом — фактически, это первый опыт использования несущих композитных материалов в массовом автомобилестроении. Само производство запитано от «зеленых» источников энергии: гидроэлектростанции и ветряков. В общем, при такой концентрации новых идей получается либо прорыв, либо провал.
Главное, по заявлению создателей, i3 будет подлинным BMW в том, что касается удовольствия от вождения. Разгон до 100 км/час занимает менее 8 секунд, а управляемость обещают такую, что, мол, за уши не оттащишь.
Ликвидация пошлин может существенно помощь электробумеру в России — стоимость не превысит 1,5 млн рублей. На первый взгляд, это бесконечно дорого за машину с автономностью 160 км. Но давайте рассуждать логически: на стороне BMW i3 престижный бренд, редкость, имидж зеленого и передового транспорта, плюс вполне практичный формат — его создавали под нужды горожан. Получается идеальный шоппинг-кар для жен российских олигархов.
Tesla Model S
Как ни странно, самым перспективным электромобилем является самый дорогой. В США Tesla с мощным аккумулятором стоит $72,400, то есть на наши деньги — порядка 2,3 млн рублей. С учетом доставки и наценки пусть будет 2,5 миллиона. И все равно это не приговор.
Во-первых, Tesla Model S является самым дальнобойным электромобилем: пробег на зарядке составляет 424 км, что позволяет говорить даже о междугородних пробегах. Во-вторых, мы говорим о семиместном (!) седане представительского класса с прекрасной оснащенностью, который разгоняется до 100 км/час за 5.4 секунды. Фактически, прямой конкурент Model S — это BMW 740i, который стоит от 4.2 млн рублей.
Калифорнийская компания Tesla выпускает только электромобили, причем делает это по-умному. Если большинство электромобильщиков пытаются впихнуть дорогующую батарею в дешевенький микромобиль, чем убивают саму суть недорогой малолитражки, то в Tesla изначально ориентировались на премиальных клиентов. Первая модель — заднеприводный Roaster — отличалась впечатляющей динамикой и тем, что в США зовут fun-to-drive, поэтому стали хитом. Ее наследница, Model S, пошла еще дальше, предложив премиальный седан с очень конкурентоспособными характеристиками.
Кто ее целевая аудитория в России? Например, состоятельные клиенты, которым Audi A8 уже скучно, а Panamera — банально. Может быть, ее будут покупать для корпоративных автопарков ради поддержания имиджа прогрессивной и экологически-озабоченной компании. А потом, кто знает — если Tesla в самом деле откроет новую страницу в истории автомобилестроения, через 50 лет первые экземпляры будут цениться больше, чем Bugatti Veyron.