Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
23 мая 2014 20:05

Отсутствие сцепления со здравым смыслом

Минобрнауки собирается готовить российских автомобилистов почти как космонавтов

3554

Желающих получить водительские права в российских автошколах в скором времени ждут серьезные новшества.

Уже несколько лет в нашей стране реализуется программа по снижению аварийности на дорогах. И вот наши законодатели подумали и решили, что один из факторов, негативно влияющих на печальную статистику — это низкий уровень теоретической и практической подготовки водителей. Что, в общем-то, правда. Надо с этим что-то делать? Надо. Но что? Министерство образования и науки РФ решило, что знает ответ. И принялось разрабатывать новый план обучения.

Как и к некоторым другим вопросам, к этому министерство подошло с присущей ему «обстоятельностью». И вот после нескольких месяцев работы новый план почти готов. Однако, читая его, не покидает ощущение, что теперь в автошколах собираются готовить не водителей, а экспертов в области дорожного движения и перевозок. А заодно и специалистов в психологии, основах мироздания и много чем еще.

Судите сами: в соответствии с учебным планом, который действует в настоящий момент, чтобы подготовить водителя категории «B» необходим курс продолжительностью 156 часов. Когда же новый план обучения будет принят, потенциальным водителям придется учиться почти 200 часов. Больше практики? Больше занятий по ПДД? Если бы… Все куда более увлекательно.

Нынешняя программа состоит из пяти пунктов: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Устройство и техобслуживание транспортных средств», «Основы безопасного управления транспортным средством», «Первая помощь» и вождение автомобиля.

В новой редакции план обучения планируется разбить на три основных раздела: «Учебные предметы базового цикла», «Учебные предметы специального цикла» и «Учебные предметы профессионального цикла». Всего предлагается довести количество дисциплин до 10. Но это не самое сенсационное. Наиболее любопытные «новшества» содержатся в тексте методических указаний по обучению. Вот пример: в предмете «Психофизиологические основы действия водителя» предлагается изучать следующие особенности человеческой психологии:

— познавательные функции;

— внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);

— виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;

— анализ и синтез как основные процессы мышления;

— тип мышления, приводящий к агрессивному поведению, профилактика конфликтов.

Ну и, конечно же, кульминацией изучения этого предмета должен стать психологический практикум. Если честно, я с трудом могу представить, как он будет проходить в условиях автошколы.

Предмет «Основы управления транспортными средствами» тоже предлагает узнать немало из того, о чем большинство нынешних водителей имеют весьма смутные представления. Вот, например:

-круг силы сцепления;

— влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию;

— силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении.

Но и это еще не все! Пожалуй, самое революционное нововведение, которое, судя по всему, должно кардинально изменить ситуацию с аварийностью на дорогах — это предмет «Основы пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом». Да-да, я ничего не напутал, данную дисциплину предлагается изучать в рамках программы подготовки водителей категории «B». И — вы будете смеяться — но еще и категории «А».

Остается только гадать, сколько будет стоить подготовка такого «суперводителя» в автошколе и сколько придется затратить средств самим этим школам, чтобы соответствовать новым стандартам. Ведь требования к оснащению учебных центров тоже значительно возрастут.

Напрашивается вывод: если наши автошколы все-таки перейдут на новую систему обучения, то нам впору выходить из конвенции ООН о дорожном движении, позволяющей водителям из других стран передвигаться по российским дорогам. Ведь вряд ли за рубежом учат «правилам взаимодействия с агрессивным водителем».

Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Кондратюк

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня