Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
22 августа 2014 07:35

Газобаллонное оборудование: плюсы и минусы

Постараемся понять, есть ли смысл ставить ГБО на автомобиль

42968

Цены на бензин растут и растут, уже боязно заезжать на заправку. Из-за этого одни водители начинают задумываться о возможности смены своего слишком прожорливого четырехколесного скакуна, другие — о переводе его на другое «питание». Именно о втором варианте и пойдет речь.

Страшилок о газобаллонном оборудовании немало. В Интернете можно найти очень много историй о взорвавшихся автомобилях, улетевших в нирвану водителях, надышавшихся газом, и так далее. Защитников альтернативного вида топлива найдется не меньше. Но давайте посмотрим на ГБО, так сказать, со стороны и попробуем разобраться: так ли страшен черт, как его малюют?

Два в одном

При установке ГБО на авто в его конструкции практически ничего не меняется. Единственное, электромагнитный клапан для перекрывания подачи газа устанавливается в разрыв топливной магистрали. Все остальные штатные детали и узлы остаются без изменений, ведь газобаллонное оборудование, по сути, является дополнением. Поэтому автомобиль будет работать на двух видах топлива: бензине и газе. При желании или необходимости ГБО можно отвинтить и убрать.

Плюсы газобаллонного оборудования:

1. Главным достоинством альтернативного топлива считается его цена. Все-таки пока газ существенно дешевле бензина. А это важно для людей, наматывающих под сотню километров в день.

2. Так как октановое число больше 100, при работе на газе исключается возможность детонации.

3. Благодаря летучести газа, он не смывает масло со стенок цилиндров. К тому же, лучше перемешивается с воздухом, а это благоприятно сказывается на равномерном сгорании. Поэтому цилиндропоршневая группа в двигателе будет служить дольше.

4. Масло медленнее теряет свои свойства, поэтому менять его придется реже.

5. По сравнению с бензином от газа образуется заметно меньше нагара.

Минусы:

1. Время от времени нужно сливать конденсат из редуктора. Процедура не особенно сложная, главное — про нее не забывать.

2. Баллон с газом занимает много жизненно важного места в багажнике. Можно, правда, приобрести тороидальный баллон. Он устанавливается в нишу, предназначенную для запасного колеса. Но стоит довольно дорого, газа туда помещается меньше, да и без запаски ездить не очень приятно.

3. Газобаллонное оборудование утяжеляет автомобиль в среднем на 30−50 кг.

4. Двигатель не заведется на газе в мороз. Сначала нужно прогревать его бензином.

5. Возрастает периодичность замены воздушного фильтра.

6. Заправок, способных «накормить» авто газом, не так много, поэтому там почти всегда очереди. Да и в дальние путешествия ехать напряжно.

ГБО разных поколений

На старых машинах можно еще встретить ГБО эжекторного типа, то есть первого поколения. Эта установка работает на всасывании газа в коллектор, где создано разряжение. Понятно, что никакой электроникой там и не пахнет. Да и пожароопасность весьма велика из-за склонности газа к возгоранию в коллекторе, где он смешивается с воздухом. Пламя под капот вырываться не будет благодаря специальной заслонке, которой оснащен дроссельный блок автомобиля. Тем не менее, нужно постоянно следить за возможной утечкой.

Газобаллонное оборудование второго поколения мало чем отличается от первого. Единственное, контролируется оно уже электроникой, благодаря показаниям лямбда-зонда и датчиков положения заслонки дросселя и оборотов двигателя. Поэтому уровень экономичности заметно возрос.

Третье поколение получило электрические газовые форсунки. Они монтировались непосредственно в раструбах, идущих к цилиндрам. Ими управляют специальные микропроцессорные блоки. Это позволяет получить высокую экономичность из-за уменьшенной дозировки топлива.

В принципе, четвертое поколение отличается лишь усовершенствованной реакцией при корректировании микропроцессором топлива. То есть, экономичность вновь возросла, и при этом двигатель почти не растерял мощность.

Пятое поколение газобаллонного оборудования сконструировано по новому принципу. Теперь газ впрыскивается в камеру сгорания в жидком виде. Это значит, система стала практически безопасной. Однако остались в силе требования к герметичности баллонов и шлангов.

Разница между сжиженным газом и бензином теперь стала минимальна, а значит, появилась возможность задействовать все датчики электронного управления двигателем. Это привело к существенному уменьшению оборудования.

ГБО: устройство и работа

Работа ГБО по своей конструкции намного проще, чем на бензине. Газ под давлением поступает из баллона в редуктор, поэтому нет необходимости в устройстве по типу бензонасоса. Там альтернативный вид топлива испаряется, а затем в газообразном виде (паровая фаза) попадает сначала в дозатор (устройство регулирования подачи), а потом в смеситель (он смешивает воздух с газом). За отключение подачи газа отвечает электромагнитный клапан, расположенный перед редуктором.

Переключатель с бензина на газ выводится непосредственно в салон. Он фиксируется в трех положениях: «бензин», «газ» и «ничего». При этом переключатель закрывает один или два клапана.

Эксплуатация автомобиля на газе

Как было сказано выше, заводить двигатель нужно на бензине. На газе тоже можно, но в этом случае мембраны редуктора быстро выйдут из строя. Поэтому сначала привычный бензин, а потом, уже во время езды, газ. Для этого переключатель ставится в нейтральное положение. Через какое-то время бензин из поплавковой камеры карбюратора выработается, а двигатель попытается заглохнуть. Как только это произошло, переключаем на «газ». Обратный переход осуществляется по той же схеме.

Примерно один раз через две-три заправки (это около тысячи километров пробега) нужно сливать конденсат из редуктора. Как это сделать, нужно спросить у установщиков ГБО. У них же можно поинтересоваться насчет регулирования систему.

Самая распространенная страшилка — газобаллонное оборудование может взорваться. В принципе, такая вероятность существует. Но перед этим в машине будет так пахнуть газом, что заметит даже человек, напрочь лишенный чувства обоняния.

Если такое произошло, то необходимо сразу же остановиться и перекрыть вентили на баллоне. Дальнейшее движение возможно только на бензине до выяснения и устранения неполадок.

Большой плюс ГБО в том, что ломаться там практически нечему. Клапаны, диафрагмы в редукторе и резиновые детали служат несколько лет. Важно не забывать следить за ними. И самое главное, доверять установку газобаллонного оборудования нужно только проверенной фирме, имеющей специальные допуски. На своей безопасности лучше не экономить.

Словом, вопрос ставить ГБО на автомобиль или нет, должен решать сам водитель. Но реальную выгоду альтернативный вид топлива принесет лишь тем, кто не выпускает руль. Для людей, пользующихся авто лишь от случая к случаю, овчинка не будет стоить выделки.

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня