С ОСАГО я впервые столкнулся (в буквальном смысле) практически сразу после его внедрения. В январе 2004 года мой автомобиль был атакован зазевавшимся визави. Все проблемы были оперативно разрешены, а мне выплатили сумму, в два раза большую, чем я впоследствии потратил на ремонт. И не просто на ремонт, а на приведение крыла и двери в первозданное состояние с полным соблюдением технологии. Через год мой другой автомобиль пострадал от удара сзади. И опять выплаченная сумма не только полностью покрыла затраты на фирменный ремонт, но и осталось на компенсацию морального вреда в виде закупки и употребления недешёвых веселящих напитков.
С тех пор страховщики стали гораздо осмотрительнее, если не сказать прямо — наглее. Мало того, что сметы безжалостно урезаются, так ещё и отделы урегулирования убытков стали размещаться в глухих деревнях в сотнях километров от региональных центров. В Москве это незаметно, а вот в других субъектах федерации… А что, ведь закон обязывает иметь представительство в регионе, но не обязывает размещать его в областном/краевом/республиканском центре, где и происходит большинство страховых случаев. И пострадавшие жители которых, матерясь и проклиная «начальство», просто «забивали» на небольшие суммы. И не обращались в суды. Страховщикам всё это настолько понравилось, что они стали позволять себе «серые» схемы с комиссией агентам. По закону положено 10%, но давно не секрет, что «в чёрную» платили до 40%!
Но эта схема начала давать сбои. Да и недовольство граждан достигло величины, которую уже было сложно не замечать. И государство решило вмешаться. Прямо с 1 сентября 2014 года.
С полным перечнем изменений можно ознакомиться на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Но мы попробуем выделить наиболее существенные из них, перевести с канцелярского на русский и дать свой комментарий.
Начнём с того, что отныне за страховым возмещением нужно обращаться только в свою страховую компанию. И это, в целом, хорошо. Так как потенциально начнёт действовать реальная конкуренция на этом рынке. Ведь если «своя» компания начнёт «динамить», то в следующий раз мы в неё не обратимся.
С 1-го сентября можно будет выбрать способ возмещения по страховому случаю — или деньги (как раньше), или ремонт на СТО, с которой у страховщика заключен соответствующий договор. И ответственность за надлежащий ремонт несёт страховщик, а не автосервис. Есть подозрение, что с этим вариантом пока стоит повременить, как минимум, до следующего полиса и до того момента, как эта система как-то начнёт реализовываться. Да и страховщики явно не будут спешить с внедрением этой схемы.
Повышается лимит выплат по так называемому «европротоколу» — это когда всё можно оформить самостоятельно и без вызова ГИБДД. Отныне этот лимит равен 50 000 рублей. Но «европротокол» у нас ещё долго не приживётся. Буквально на днях со своего балкона наблюдал аварию. Разбита фара и чуть помято крыло. Реального ущерба от силы на 20 000 рублей. Виновник абсолютно очевиден — это тот, кто проигнорировал знак «Уступите дорогу». Но бедолаги ждали ГИБДД 5(!) часов, перегородив перекрёсток. И я их отчасти понимаю. Ведь собрать все документы самостоятельно очень непросто. Так что «европротокол» хорош только для тех, что реально уверен в своих силах и юридических знаниях. И даже повышение с 1 октября лимита «европротокольных» выплат до 400 000 тысяч рублей для Москвы и области, а также для Питера и области радикально ситуацию не изменит. Правда в этом случае ещё нужно будет не только всё сфотографировать, но и подкрепить обстоятельства ДТП данными спутниковых систем глобального позиционирования. Интересно, а видео китайского видеорегистратора с GPS-приёмником подойдет? Есть подозрение, что с большим трудом.
Но отрадных моментов тоже хватает. Снижен с 30 до 20 дней срок, за который страховая компания должна или исполнить свои обязанности, или предоставить мотивированный отказ. Выход за рамки этих сроков будет наказываться очень ощутимой неустойкой в пользу клиента и штрафом в пользу государства.
Ещё один рычаг позитивного давления на страховщиков — это прямо прописанное обязательство реализовывать полисы ОСАГО в любом подразделении страховой компании. А также нести ответственность по любому полису, который был продан от имени этой компании. Отныне если полис был несанкционированно использован агентом или брокером, но при этом не был похищен, то страховщик несет по нему ответственность в полной мере. Нередко были случаи, когда страховая заявляла, что полис, дескать, из похищенной партии и поэтому недействителен. Сейчас чтобы полис был признан похищенным, страховщик должен заявить об этом в соответствующие органы ДО наступления страхового случая. В противном случае он уже не отвертится.
Другой позитивный момент — это сокращение учитываемого максимального износа деталей с 80% до 50%. Если раньше страховщик имел полное право срезать смету на запчасти в пять раз только потому, что ваш раритетный Кадиллак Эльдорадо слишком стар, то сейчас позволено только в два. Этот момент всегда был и будет скользким. Ведь если автомобилю 10 лет, то смятое в гармошку крыло или разбитая решётка радиатора разве износились? А восстанавливать их нужно по цене новых. Где тут правда и справедливость? Вопрос, как всегда, риторический.
Наконец-то убрана такая несуразность, как страхование прицепов. А также всех видов неколёсной техники. И если с прицепами всё понятно, то со снегоходами и тракторами всё-таки не совсем. Да, им вроде бы запрещено движение по дорогам общего пользования. Но всегда ли ГИБДД следит за этим?
Стоит признать, что большинство изменений в законе об ОСАГО имеют позитивный вектор. Но, к сожалению, пока только лишь вектор. Понадобится ещё немало времени и бумаги, чтобы все эти изменения начали применяться на практике. А пока может наступить интересная коллизия — изменения в законе уже есть, а подзаконных актов, регламентирующих конкретные шаги и действия, ещё нет. Но нам не привыкать. Привыкли же как-то к ОСАГО в 2003 году, привыкнем к новым веяниям и сейчас.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин