Мнения

Черепашка по имени Наташка, или Бытие перед лицом бездны

Роман Богословский в дополнение к статье Захара Прилепина

  
14384
Черепашка по имени Наташка, или Бытие перед лицом бездны

В одной из своих лекций философ Дугин разбирает текст песни Натали «Черепашка по имени Наташка». Основная мысль этого разбора, как мне показалось, такова: песня может быть так себе: музыка вроде ничего, но текст плохой, пошлый. Или хороший текст, но музыка так себе. А есть песни, где и текст, и музыка — дрянь, но под настроение можно послушать. То есть существует попса, которую хотя бы с одной из сторон можно оправдать. Действительно, иногда встречаются песни, где, например, классное гитарное соло есть, но больше слушать нечего. Песня же про Наташку-черепашку — это настолько отвратительно, пошло и глупо, что даже сама отвратительность, пошлость и глупость как вещи в себе себя же не выдерживают и обрушиваются, обнажая темную бездну и пустоту. То есть маски сброшены, и бездна метафорически лезет на берег в виде черепахи с очками из Китая. Но Натали ее не боится, а, наоборот, берет в союзники и подруги. Тут вам и Хайдеггер, и Кастанеда сразу. И оболваненный телезритель.

Впрочем, у Александра Гельевича целая книга на эту тему выходила — «Поп-культура и знаки времени» называется.

Двинемся дальше. Захар Прилепин почти эсхатологически понятен, когда вопрошает в своей статье: «всю жизнь на них пришлось смотреть — неужели это не кончится никогда?» Огоньки, концерты и звезды, мадам Брошкина и прочие упоительные вечера — все это поистине стало частью судьбы каждого русского человека. Они поют нам, хотим мы того или нет, и каждый гала-концерт все больше пышет жаром и пахнет серой даже через голубой экран телевизора. Адская машина работает, выплевывая из себя все больше блесток. А музыки с каждым годом все меньше. Новые интересные идеи? Да что вы! Пережевываем и обсасываем старые песни о главном. Даже кости уже пусты. Все высосано. Из пальца долго можно сосать. Но когда сам палец уже откушен, проглочен, переварен и…

Но вот что самое страшное и печальное. По работе я часто общаюсь с известными поп-артистами. И стоит правильным образом сформулировать вопросы интервью… как вот уже Трофим начинает рассказывать, что он экспериментировал с собственным сознанием в молодости, проникаясь культурой хиппи, Влад Топалов взахлеб повествует, что у него в машине звучит «Metallica, Motley Crue, и вообще всегда только рок-музыка», Александр Иванов рассуждает об особенностях вокалистов Led Zeppelin и Kingdom Come, а Дмитрий «Люсек» Сорокин берет гитару и показывает, как он умеет «фигарить забойный trash».

Всё они знают и понимают, вот я о чем. Одно только непонятно: чтобы то настоящее, что сидит у них где-то внутри сердечных клапанов вылезло — что для этого нужно? Кто кому запрещает быть естественным? Кто дает команду брать фальшивые ноты? Эрнст, который сам является интеллектуалом и ценителем самых утонченных искусств? Медведев, который встречается с русскими рокерами, а Deep Purple дня него все равно, что члены собственной семьи? Если все всё знают и понимают, почему тогда черепахи из бездны все еще выползают, хотят от тебя сына, хотят от тебя дочку, этого сына и дочку в итоге рождают — и плодятся, плодятся, плодятся дальше ради славы и уже с рождения в поющих трусах?

К слову сказать, незадолго до смерти Сергей Курехин встречался с Пугачевой и обсуждал с ней вопросы сотрудничества (об этом есть получасовое интервью Пугачевой в сети). Гений Курехина чувствовал, что начинать надо с Примадонны. Уверен, если бы не смерть, он гармонично вписал бы Аллу Борисовну в «Поп-механику». И гоняла бы она гусей по сцене, летала бы над роялем или пела на воробьином языке, да простит мне читатель сослагательное наклонение. Курехин понимал, что вытащить попсовиков из паутины фальши, да еще и пользу для собственных шоу получить — это можно и нужно. Ведь убедил же он Елену Корикову, группу «Колибри», Эдуарда Хиля, Марину Капуро работать вместе? И не только работать, а вытворять такие вещи, которые перечисленные артисты и сейчас вспоминают, как самые яркие в своей концертно-музыкальной жизни?! Жаль только, что свадьба Киркорова и Пугачевой случилась не на сцене в концерте «Поп-механики» под шепот шамана и бития в бубен. Немного не доглядел, Сергей Анатольевич. А потом и вовсе ушел от нас.

Фальшь, неискренность и наигранность — все это как-то можно понять лишь тогда, когда есть хотя бы кто-то, всерьез принимающий фальшь за искренность, а наигранность за профессионализм. Но если абсолютно все объекты и субъекты шоу-бизнеса знают что почем и отдают себе отчет в том, что делают — тогда для кого этот театр существует? Кукла не может плясать, если за нитки некому дергать. Для людей? Для телезрителей? Да телезрители уже через месяц забудут всю эту белозубую свистопляску, включайте вы ей звезду по имени Солнце вместо черепашки по имени Наташка. Только и всего.

Прилепин пишет: «у нас есть очень достойные люди, имена которых вы знаете, которые сумеют восполнить те ужасные прогалы, те чудовищные, так сказать, культурные ямы, дыры и лакуны». И это действительно так, спору нет. Но скажу больше, дополнив Захара — эти культурные ямы, дыры и лакуны в состоянии заполнить сами те, кто их прорубил. Поверьте на слово. Почти любой попсовый артист способен сочинить и исполнить нечто такое, что как минимум на несколько порядков (музыкально и поэтически) будет превосходить перманентный трек-лист «Голубого огонька». Но нужен либо новый Курехин, который, наплевав на все возьмет за шкирку и… Либо пусть мне кто-нибудь ответит на вопрос: если директора телеканалов, продюсеры артистов, сами артисты и огромная часть аудитории знает, что предлагаемый продукт есть ложь и фальшь, то кто мешает все изменить и где он прячется? Не в брюхе ли дьявольской черепашки?

Фото Сергей Савостьянов/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Эдуард Лимонов
Эдуард Лимонов

Свидетельствую, что по состоянию на сегодняшний день «Свободная пресса» в моём личном списке свободной прессы России записана первой. С чем Вас и поздравляю, товарищи из коллектива «СП». Надеюсь, первое место в моём списке доставит вам всем удовольствие!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня