Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
8 декабря 2014 14:50

Основная задача телевидения — извлечение максимальной прибыли

Интервью Романа Богословского с продюсером Алексеем Остудиным о музыкальных вкусах россиян

5272

Все было так: сначала в «Свободной прессе» вышла статья Захара Прилепина «Киркоров под бомбежкой». Затем статью «Черепашка по имени Наташка, или Бытие перед лицом бездны» написал я. Но после того, как критик Алексей Колобродов разразился статьей «Большая родня», я понял, что необходимы определенные разъяснения от профессионала. Вашему вниманию я представляю интервью с Алексеем Остудиным, продюсером и соведущим шоу «Музыкальный ринг» на НТВ, теле, радио и концертным ведущим, одним из продюсеров шоу «Ты — суперстар!», автором документального фильма «Агата Кристи. „Эпилог“».

— Алексей, вы — человек, долгое время проработавший на телевидении и радио. И таков первый вопрос к вам. Берем сферу поп-музыки, как назвал ее Прилепин, «определенного свойства». Речь о той самой музыке «новогодних огоньков» и сборных концертов «Первого канала». Не будем перечислять артистов поименно, все мы понимаем, о ком идет речь. Нет никаких сомнений в том, что продюсеры артистов и телеканалов, клипмейкеры, руководители радиостанций и сами эти артисты прекрасно разбираются в хорошей качественной музыке. Это с одной стороны. С другой, возмущение и негодование зрителей по поводу «попсы» растет день ото дня. Так кому все это тогда нужно в глобальном смысле, если все всё понимают? И более того — не хотят все это видеть и слышать?

— Сколько себя помню, всегда было это «негодование». С телевидением всё очень просто: если бы зритель это видеть не хотел, то рейтинги бы сильно упали. А для телевизионных начальников рейтинг — это мерило успеха. Вы правильно сказали, я очень давно в коммерческом радио- и телевещании. И да, сам я слушаю тотально другую музыку. Думаю, что и мои коллеги так же отличаются хорошим музыкальным вкусом. Но в то же самое время мы не считаем себя вправе заниматься мессианством. Музыкальные вкусы большинства россиян исторически сложились. Они вот такие. И никогда другими не станут. Никого же не удивляет, что свобода и права человека для абсолютного большинства россиян не являются ценностями? Почему тогда «прогрессивная общественность» так сильно негодует на предмет российской эстрады? Мы говорим со своими зрителями на их языке. Я вообще не считаю, что коммерческое радио и ТВ должны заниматься просвещением. Основная наша задача — извлечение максимальной прибыли из уставной деятельности. Поэтому мы настроены работать с массовым вкусом и на массового зрителя. В то же самое время важно понимать, что у телевидения интересы свои, а у артистов свои. Это в 90-е артисты бегали за телевидением, сейчас же всё наоборот. Сейчас телевидение даже очень часто платит артистам за участие в проектах. Сегодня сложилась такая ситуация, когда многим артистам телевидение по большому счёту не нужно. Даже вредно. Чем меньше тебя в экране, тем больше у тебя зрителей в зале. С радио немного сложнее ситуация, но опять же насильно мил не будешь, и настоящую народную любовь, как, например, у Лепса, количеством эфиров не измерить. С другой стороны, высокие рейтинги уже третьего сезона проекта «Голос» на «Первом канале» говорят о том, что есть достаточно большая группа людей, которая хочет слушать хорошие голоса и узнавать новых артистов. Другое дело, что на полноценные гастроли после проекта едут единицы. Ещё раз повторю, телевидение и радио решает свои вопросы, а артисты и их продюсеры — свои. И интересы у них часто противоположные.

— По какой причине, на ваш взгляд, произошло столь чудовищное оскудение советской эстрады в конце восьмидесятых? Ведь ничего близкого к тем же «Песнярам», «Ариэлю», «Веселым ребятам» не видно уже 20 лет. Я уже не говорю о Высоцком и Галиче.

— Я бы не предавался столь масштабной ностальгии. «Песняры», «Ариэль» и по сей день существуют. «Ариэль» причём в почти неизменном составе. Однако что они написали за последние годы? У каждого коллектива своё время. И сейчас есть прекрасные коллективы и сольные артисты. Земфира, Меладзе, «Гости из будущего», Ева Польна сольно, «Ума Турман», «Винтаж», Агутин, Лепс, Арбенина, полно молодых рок-коллективов, очень мощна рэп-сцена. На мой взгляд, их сейчас больше, чем было в годы тотальной цензуры. Есть куда более существенное обстоятельство, сильно влияющее на музыкальный бизнес в целом: сама музыка перестала вызывать такой интерес, как в начале 90-х. Тогда только всё открылось, у населения был кратковременный всплеск массового интереса к западной музыке. Затем он быстро угас. Тогда музыка для таких, как я, молодых людей в 17−18 лет имела огромное значение. Но времена изменились. Причём не только у нас, но и на Западе. Если раньше нормальным тиражом нового альбома была цифра 10 миллионов экземпляров, а топ-звёзды продавали по 20−30, то сейчас тираж в 3 миллиона считается чуть ли не достижением! Я согласен с тем, что ныне мы наблюдаем кризис творческих идей. Причём не только у нас, но и на Западе. Я трачу очень большие деньги на музыку и, увы, действительно ярких явлений сейчас очень мало везде!

— И ведь заметьте: на шоу, типа «Ты — суперстар» и «Голос» действительно встречаются отличные голоса, харизматичные исполнители. Но почему все это выглядит столь картонно, ходульно и искусственно? Складывается ощущение, что все участники шоу умерли, но, тем не менее, улыбаются, поют и танцуют по инерции.

— А как вы хотели? Телевидение — это великая иллюзия, где важно то, как это выглядит, и совсем не важно, что это на самом деле. Я был одним из продюсеров шоу «Ты-суперстар!», которое имело большой рейтинговый успех на канале «НТВ» в 2007 году. Но всё-таки это было скорее романтическое ретро-шоу, когда мы вытащили на белый свет тех, кто когда-то реально собирал стадионы, но об этом все забыли. Хотя не все участники того проекта были в равных условиях. У некоторых, к примеру, у Алексея Глызина, дела и тогда шли весьма неплохо. Но вот опять же рейтинги были очень высокими, но когда мы поехали на гастроли (я был ведущим концертов) мы провалились. Всего 6 городов отъездили. Получается, бесплатно поржать над бывшими кумирами у экрана ТВ — это одно, а заплатить деньги за концерт — совсем другое. «Голос» — безусловно, прорыв. Как у нас шутят, не осталось ни одной московской джазовой клубно-ресторанной певицы, которая бы там не поучаствовала. Но опять же, как показывает практика, голос — не главное! То есть он, конечно, необходим, но на одном голосе не выедешь. Нужна харизма, актёрский талант, подача, да много чего. Вот Сергей Волчков победил во втором сезоне голоса, и где он? А Наргиз порвала в прошлом сезоне все гастрольные площадки по России. Или вот тоже очень успешные проекты Therr Maitz или Севара. Всё-таки эти телевизионные проекты нельзя приводить пример в качестве тех, где участники умерли или вместо них на сцене голограммы. Есть куча других шедевров на федеральных каналах, где шоу действительно имеет инфернальное свойство. Вы должны понимать, основная аудитория больших федеральных каналов: женщины 45+. Отсюда и танцуем.

— Вы, конечно, помните «Фабрику звезд» и «Народный артист»? От них давно остались рожки да ножки. Пара-тройка исполнителей от огромного числа. Алексей, куда деваются остальные?

— До «Фабрики» на всё страну было всего несколько сверхпопулярных коллективов: «Руки вверх» (которые, кстати, и сейчас рвут дворцы спорта!), «Дискотека авария», Андрей Губин, «Иванушки», «Отпетые мошенники». Ну и время от времени еще кто-то появлялся. А затем наплодили артистов, у которых даже толком и репертуара-то не было. Опять же возвращаемся к теме разницы интересов телевидения и гастрольного бизнеса. Телевидение выполнило свою задачу — сделало целую серию высокорейтинговых программ. Каналам по большому счёту абсолютно всё равно, что дальше с этими артистам будет. И это нормально. У телевидения нет задачи раскрутки новых имён. Это всецело забота самих артистов и их продюсеров. Я считаю, что сейчас мы столкнулись с кризисом перепроизводства артистов на российской эстраде. На всех элементарно не хватает репертуара. Конечно, в этом виновата еще и корпоративная оргия, которую мы наблюдали до 2008 года, когда выросло целое поколение «артистов», которые ни разу в своей жизни не продали ни одного билета на свои концерты. Зачем, когда всегда есть корпоративные и частные выступления по существенно более высоким ценам?! У многих из них за 10 лет жизни в репертуаре песен 20 всего. А зачем больше? Ведь обычно выступление на корпоративе или Дне города не длится дольше 45 минут. Поэтому и хорошо, что, как вы говорите, остались единицы. Произошёл естественный отбор. И вот мы видим сейчас, что Стас Пьеха достаточно уверенно собирает залы. Это же делает Зара, ещё ряд исполнителей. Неплохо себя чувствует Алексей Чумаков, Полина Гагарина. Кто-то активно и успешно занимается продюсированием, например, Доминик Джокер, кто-то, как Ира Дубцова, пишет шлягеры для себя и других. Проблема в другом — у нас сейчас нет достаточного платёжеспособного спроса, чтобы дать работу всем артистам. А нынешний кризис вгоняет нас в ступор ещё и потому, что даже на заслуженных и народных стали плохо ходить. В этом сезоне те артисты, у которых даже в прошлом сезоне были аншлаги, собирают 60−70 процентов залов, а те, кто раньше собирали по 60−70% - у них сейчас вообще отмены. Неизменные аншлаги собирает только Лепс.

— Ну, Лепс — наше все или ничего, понятно… Теперь тема, частично пересекающаяся с тем, о чем вы говорили на «Эхе Москвы» в субботу. Почему, с вашей точки зрения, политическая позиция и мнение о ходе известного конфликта в известной стране Арбениной и Макаревича вызывает шквал критики, комментариев и суждений, а все что в этом смысле говорят люди из блестящего лагеря попсы, никого особенно не интересует? Они неприкосновенные? За них могут «порвать»? Или дело в другом?

— Я бы не сказал. Общественное мнение сейчас очень чутко реагирует на то или иное высказывание любого публичного человека по ситуации на Украине. Даже не высказывание, а просто факт концерта в Киеве вызывает хор осуждения в социальных сетях. И некоторые СМИ специально разжигают эту истерию. Другое дело, что эстрадные артисты не знают, как себя вести. Они элементарно боятся потерять работу, и я их прекрасно понимаю. Поэтому большинство предпочитает хранить молчание. Ещё и потому, что их позиция, насколько я могу судить по своим знакомым, не всегда согласуется с общепринятой на данный момент. А так как для нашего общества не характерно уважение к другой, отличной от мнения большинства, точке зрения, то и люди высказываться элементарно боятся. Плюс не будем забывать, что за эти годы у нас реально выросло достаточно большое космополитичное поколение, для которого абсолютно нормально жить на несколько стран. По-моему, это замечательно. И не будем также забывать, что серди звёзд российской эстрады есть артисты, которые являются гражданами Украины, им сложнее всего. Есть поп-звёзды — граждане США и Евросоюза. Им тоже непросто. Так что я бы не сказал, что они «неприкосновенные», они, наоборот, молчат потому, что очень боятся прикосновений…

— Простой вопрос: почему большинство телеканалов и радиостанций игнорируют 80% всего, что происходит в музыке страны, показывая все время одних и тех же артистов? Вопрос простой, но внятного ответа на него до сих пор не существует, один инсинуации. Причем я даже не говорю о противостоянии «рок — попса» или «авторская песня — попса». Кучи попсовиков так же остаются за бортом.

— Я не знаю ни одного артиста, даже самого заслуженного, который бы не жаловался мне на радиостанции, которые не берут его новые песни. Но нам придётся признать — людям не нужны новые песни, мы живём в эпоху тотального ретро! Причём не только в музыке, но и в общественной жизни. Недавно даже предложили вернуть термин «враг народа», как при этом ждать новых песен? Если честно, я не знаю, кого вы имеете ввиду под этими 80 процентами, которых игнорируют. Я в шоу-бизнесе уже больше 20 лет. За эти годы я много работал с когда-то лидером рекорд-индустрии России — студией «Союз». У них было множество демо-кассет неизвестных исполнителей, многие из которых без откровенного хохота слушать было невозможно. У нас даже была идея издать сборник «адового трэша» из того, что нам присылали. Я много работал на сцене как ведущий всевозможных сборных концертов в самых разных городах. И вот поверьте мне, я не считаю, что у нас прямо залежи невостребованных талантов. Талантов не может быть много! Талантов очень мало! Другое дело, есть много людей с завышенной самооценкой. Ещё раз подчеркну, коммерческие СМИ не обязаны и не должны заниматься раскруткой новых артистов. Это другой бизнес. СМИ зарабатывают на рекламе, а не на процентах за концерты тех, кого они крутят (хотя такая практика была популярна в 90-х). Меня часто спрашивают, как стать звездой? Мой ответ всегда один: пишите хиты. Ок, вы считаете свою новую песню хитом, возможно, вы правы, но в большинстве случаев, вы ошибаетесь. И это только ваша личная проблема, как сделать так, чтобы вашу песню услышали. Сейчас, в эпоху Интернета, куда больше возможностей. Если вы молодой артист, вы должны знать: вам никто ничем не обязан! Это вы должны доказать, что имеете право на существование!

— И тем не менее, Алексей, что должно произойти, чтобы ситуация начала меняться именно стилистически? В России огромное количество талантливых музыкантов. Это и прогрессив-рок группы, это джаз-роковые коллективы, это нео-барды с вполне внятным и качественным продуктом, это группы, исполняющие русский рэп. Что все они делают не так? Или кто-то иной? Расскажите.

— С русским рэпом всё в полном порядке. Баста/Ноггано, Каста, Кровосток, GUF — собирают залы. Многие «попсовики» могут им позавидовать. Не люблю слово «попсовики». Прогрессив-рок, арт-рок прожили свою золотую эпоху на Западе в середине и конце 70-х. Это музыка прошлого. Кстати, я считаю, что на альбоме Аллы Пугачёвой «Зеркало души» есть вещи в этом стиле. Джаз-рок — это очень узкоформатная музыка даже на Западе. Тут важно понимать следующее (мы возвращаемся к вашему первому вопросу): ваши личные музыкальные вкусы должны волновать только вас и узкий круг ваших родных и близких. Если же мы говорим о шоу-бизнесе профессионально, то тут надо понимать вкусы вашей целевой аудитории. Тут уже всё зависит от ваших амбиций. Я считаю, что в России настоящим народным хитом может стать только та песня, которую можно исполнить в ресторане. Причём это касается не только «Боже, какой мужчина» Натали или «Летящей походкой» Юрия Антонова, но и песен Земфиры, Николая Носкова. групп «Мумий тролль», «Сплин», «Ляпис Трубецкой» или Леонида Агутина. Ну вот такая природа музыкального слуха в России. Ничего с этим не поделать! Я причисляю себя к либералам-западникам. А знаете, почему в России радикальные либералы никогда не будут иметь успеха у значительной части избирателей? Потому что они не принимают и не хотят понять суть музыкального вкуса большинства населения страны, где они сами живут. Они презирают этот вкус. Как же они будут призывать за себя голосовать, если считают, что слушать Елену Ваенгу могут только имбецилы? На какую поддержку они рассчитывают? Музыка — это коренная характеристика генотипа человека определённой национальности. Кто-то по глупости гордится тем, что не понимает секрет оглушительного успеха Стаса Михайлова. А я вот вполне понимаю!

Фото: ostudin.ru

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня