Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
9 декабря 2014 12:36

Режиссер-то не плохой, только…

Мария Никифорова о спектакле «Бог резни» в «Современнике»

2485

Помню, когда мама стала водить меня в театр, я очень переживала за некоторых актеров. Чего ж это они так кричат? Зачем такие нелепые лица строят, топают ногами, размахивают руками? И, вроде, можно было обойтись без этого, и совсем это не смешно и не грустно. А неудобно так за этих взрослых тетей и дядей, что прямо хоть из зала беги. Мне мама тогда объясняла, что в театре так положено. Это вот такой способ ярко показать свои эмоции. Чтобы, значит, никто не ошибся, что этот актер в виду имел… Да…

Потом я ходила на другие спектакли. Где никто не орал, и не прыгал как безумный по сцене. И было смешно, и грустно было тоже.

Пришли мы с подружкой на днях в «Современник» на спектакль француженки Ясмины Реза «Бог резни». Режиссер Сергей Пускепалис. Нарядились, надушились. Очень себе нравились. Такие вот мы театралки. И билеты у нас были на очень хорошие места. Прямо в середине зала.

Народ сейчас в театры ходит, да и ходил всегда, очень симпатичный. Стараются устроить себе праздник. А тут и театр солидный, и режиссер известный. Смотрим, люди и с букетами пришли.

И тут началось. На сцене две пары выясняют отношения из-за подравшихся детей. Пытаются делать это «цивилизованно», но ничего не выходит. Сразу мы почуяли неладное. Подружка мне шепнула: «пока бред» и мы стали ждать, когда развиднеется. Нет, бред оказался не «пока». А весь спектакль. До самого его финала…

Бедные актеры. Особенно было жаль исполнительницу главной роли в одном из моих любимых фильмов «Водитель для Веры» Алену Бабенко. Очень хорошая она актриса. Я только из-за нее пришла. А тут сюжета нет. Играть ей, несчастной, нечего. Алена очень старалась. И был даже один маленький монолог, за который хотелось уцепиться, но он все равно оказался короткий и невыразительный.

Образ Ольги Дроздовой, тоже прекрасной актрисы, сплошной наигрыш… И что-то произошло с дикцией у нее в этом спектакле.

Орут актеры и машут руками, а мне стыдно за них, как в детстве.

Сильно театр сэкономил и на декорациях. Недели две назад были здесь же на «Горячем сердце» по Островскому. Можно хвалить этот спектакль, можно ругать, но сцена обставлена так, что захватывает дух…

Режиссеру и актерам достался убогий материал. Французская культура близка русской, как никакая другая. Но не в этом случае, к сожалению. Не близок русскому человеку этот мелкотравчатый сюжет.

А что сделал режиссер с аутентичным юмором? Он его не просто перевел, он «вляпал» туда всем известные и избитые российские прибаутки. Затертая пошлятина типа: «так он парень не плохой, только ссытся и глухой», щедро рассыпалась по залу. Смешно было много лет назад. Да и то не всем.

Слово «жопа» прозвучало со сцены шесть раз. Мы считали. Вариации на тему «скребанутые», «меня не скребет» — очень «тонкая» находка режиссера, но мы не оценили. Долго и неубедительно тошнит на сцене Алену Бабенко. Нас тошнило тоже. Но выйти шанса нет. Потому что у нас хорошие места! В самой середине зала…

Кстати, это нам было не смешно, а кое-какой народ смеялся. Мы недоумевали. Ощущение такое, будто вокруг сидят клакеры. И ведь от души ржут… Я оборачивалась и смотрела в их лица и поняла — люди просто купили довольно дорогие билеты, и поддались на флер рекламы: «Современник», «режиссер Пускепалис», «известные актеры»… Прошли, как я, от метро по дивно украшенным Чистым прудам, и все, попались.

Больше я ничем это помешательство объяснить не смогла.

Обратилась в интернет почитать отзывы. Слава Богу! Мнения все-таки разделились где-то 30/70. И я в этих 70! Не перевелись еще ценители прекрасного.

Недавно известный драматург Юрий Поляков выступил в одной соцсети и посетовал, что театрам не хватает настоящей драматургии, а существующие классические пьесы режиссеры уродуют до неузнаваемости, подыгрывая самым низменным вкусам толпы.

Если так будет продолжаться, то вырастет еще пара поколений непритязательных зрителей и наши театры превратятся в конюшни, где двуногие жеребцы и кобылы будут ржать над пошлятиной и панибратски похваливать режиссера, мол, он парень неплохой…

Снимок в открытие статьи: сцена из спектакля «Бог резни» по пьесе Ясмины Реза в постановке Сергея Пускепалиса в театре «Совеременник"/ Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня