Информационная война, ведущаяся по всем направлениям под девизом «все средства хороши», привела к падению качества новостной журналистики. Да и не новостной тоже. Я даже не про объективность новостей. Какая может быть объективность на войне. Я о журналистском профессионализме, который того же уровня, что и качество новостей. Выдуманные события, фальшивые фотографии — значительная часть новостного арсенала. Нет, в интернете еще можно найти относительно качественные СМИ. Но эти исключения только подчеркивает тенденцию. Вместо относительно объективной информации — нарезка фейков и удобных фактов.
Есть общепризнанный факт: эту войну пока выигрывает Россия. И как ее не выиграть с таким информационным противником, как Украина? Деятельность украинского министерства информационной политики только подчеркивает информационную беспомощность. На днях министерство придумало проект «Информационные войска Украины» — инструкция по созданию ботов. В соцсетях предлагается использовать вымышленное, но распространенное русское имя и фамилию. Потому что «„комментируя вражеские новости, ты должен сознавать, что тебя могут в любой момент заблокировать за распространение правды. Именно так действуют информационные агенты Кремля“ После создания „левого“ аккаунта» разместить несколько постов на отвлеченные неполитические темы, «например про котлеты и соседей».
Я, конечно, понимаю, что в России проживают по большей части «ватники», но «мух от котлет» смогут отделить. Зато интересно, что курят чиновники в «министерстве правды»? Апофеоз «распространения правды» под воздействием неизвестного сорта табака - «победа украинской армии в Дебальцево».
«Дебальцево не является трагической историей наших военнослужащих. Дебальцево, наверняка, войдет в военную историю Украины как успешно проведенная операция ВСУ». Это в развитие темы победы в речах Порошенко говорит депутат Рады Ирина Фриз. Я даже, не спрашиваю, что она курит. У нас таких «курильщиков» в Госдуме «пруд-пруди» не запрудишь.
У меня было намерение и дальше развить украинскую тему, но случайно наткнулся на пост журналиста «Дождя» Тимура Олевского в Фейсбуке. Нетрудно догадаться, что украинские СМИ его растиражировали.
Его пост — достойное продолжение темы «распятого мальчика» на Первом канале. Пост небольшой, поэтому полностью процитирую.
«В Песках я наблюдал странную картину, как четыре часа артиллерия ДНР утюжила на окраине аэропорта дом, в котором находилось другое подразделение ДНР. Даже новость про это сделал. Я не мог понять, зачем, и что происходит. И украинские офицеры не могли понять, только говорили, что это происходит довольно часто. Постреляли по своим, а потом начали стрелять по ним. Ответ пришел из Новосибирска, спустя три месяца. Местный житель, который вернулся из ДНР, он там воевал добровольцем, рассказал. По его словам, так убивают ополченцев из России, которым не собираются платить обещанную зарплату. У них может быть задолженность по три месяца, и перед возвращением, их валят из артиллерии, если выжили в каком-нибудь бесперспективном бою. Таким местом, кстати, и был донецкий аэропорт. «Списали бабки».
Разница между подачей информации Первым каналом и Тимуром Олевским (не буду в данном случае отождествлять журналиста с каналом «Дождь) чисто стилистическая. Первому каналу не положено любить киевские власти. Нет проблем. Вот вам «распятый мальчик».
Олевский, напротив, относится к этим властям с симпатией (не сомневаюсь, искренней). Будьте любезны, сепаратисты уничтожают своих наемников, чтобы не платить им зарплату.
Кстати, в свое время Тимур Олевский сделал сюжет, доказывающий, что «распятый мальчик» — фальшак. И спустя полгода выдает на-гора свою вариацию «распятого мальчика». Если у журналистов Первого канала главным действующим лицом была некая Галина, которая под камеры живописала «подробности распятия», то у журналиста «Дождя» в роли «Галины» выступает «доброволец из Новосибирска», который со знанием дела рассказывает, что наемников убивают не просто так, а, чтобы им не платить зарплату. Для достоверности называется время задолженности — три месяца. Возникает естественный вопрос. Неужели в ДНР и ЛНР так все хорошо, что невозможно найти убойный компромат?
Журналист, как и любой человек, может любить и ненавидеть, уважать и презирать. Но нельзя свои чувства — эмоции трансформировать в сомнительный новостной пост. Жизнь сложнее и трагичнее, чем только «распятые мальчики в глазах».
P. S. Я допускаю, что ополченцы могли стрелять по своим точно так же, как это делала украинская армия. На войне всякое бывает. Кстати, хороший сюжет для Первого канала. «Доброволец из Харькова» под камеры рассказывает, как ВСУ «утюжат» своих, чтобы не платить зарплату. И истерично добавляет: «Армия погрязла в коррупции».
Я верю, что Олевскому о подобных случаях могли говорить украинские офицеры. Я готов извиниться за то, что заподозрил журналиста в информационной нечистоплотности при одном простом условии. Весомые доказательства, а не «доброволец Галина» из Новосибирска. «Галя из Славянска» уже есть. Я думаю, что Тимуру Олевскому это будет сделать нетрудно. Тем более, у него есть опыт по разоблачению Галины из Славянска.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС