9-е мая особый день в нашей стране. У него есть прекрасное свойство проявлять в людях то, что обычно в рутинной жизни более или менее успешно скрывается. В этот день люди просто не могут не заиграть всеми гранями своих характеров. Среда не позволяет.
9-го мая страна была восхищена маршем потомков фронтовиков под именем «Бессмертный Полк». Это действительно было мощное зрелище, в котором было все, что нужно в этот день, и прежде всего чувство преемственности в истории. Было видно, что новые поколения приняли положенное им нелегкое, но драгоценное наследство.
Огромные реки людей протекли по городам нашей страны, и страна стразу похорошела. Страна помолодела. Россия стала благодарнее, а значит, и благороднее. Россия стала от этого лучше и уютнее. И что самое важное и приятное — она стала честнее.
Естественно, не всем было хорошо.
Кому-то, разумеется, было плохо.
Вот гневное от Игоря Чубайса: «Про бессмертный полк. Реакция сети на этот официоз оказалась скорой, сваленные в кучу фотографии потрясают. И тут соврали! Добавлю к этому еще несколько соображений. Как известно, ложь более эффективна, когда „говорят не всю правду“. Хотелось бы спросить — а где фотографии 70 тысяч военных, расстрелянных СМЕРШем, где портреты 160 тысяч военнослужащих, приговоренных военно-полевыми судами (это не полк, это 16 дивизий!)? В войне погибло 600 наших генералов, перед войной Сталин расстрелял 2000 высших командиров… Где фотографии 6 миллионов человек — это „депортированные народы“… Где фото 1,5 миллиона человек — столько было дезертиров в первые 6 месяцев войны; 5,3 миллиона — столько ушли или попали в плен; 1,1 миллиона — это т.н. „власовцы“, параллельно с Отечественной шла вторая Гражданская — это тоже правда, это тоже наша история. А еще убитые заградотрядами, погибшие в штрафбатах, расстрелянные старшими командирами без суда, погибшие в ГУЛАГе (лишь немногим разрешили идти добровольцами и зачислили в штрафбаты, большинству не разрешили умереть штрафниками и на то были основания…). А полтора миллиона умерших не от ран, а от голода питерцев? Сталин то ли не смог, то ли не захотел обеспечить их питание…».
И в конце диагностическое: «Спасите наши души! Мы бредим от удушья… Услышьте нас на суше!».
Я про цифры, приведенные уважаемым Игорем Борисовичем даже и говорить ничего не стану. Он сам сказал, что бредит. Он бредит и просит помощи.
И мы спешим.
Но как объяснить взрослому человеку с бородой и в очках, как действительно можно на параде Победы обойтись без почитания дезертиров, мародеров, расхитителей военного имущества, уголовников и предателей?
Как?
Как помочь? Возможно ли это?
Есть люди, которым шествие вообще показалось неуместным. Вот недоумение и досада журналиста Александра Зеличенко:
«Нет, ребята: памяти, любви, уважения — всего этого здесь на копейку, а пиара власти и оправдания коллективного преступления — вот этого как раз на рубль будет.
Так что я лучше буду помнить дома. И помнить всё — и светлое, и темное.
Но поди попробуй скажи об этом! Ведь и не скажешь. Сколько прочитал я сегодня материалов о бессмертном полку. И всё либеральные. Всё оппозиционные. Всё умные. Всё честные. И ни одного, в котором говорилась бы вся правда. Потому что как скажешь всю правду на такой общественный порыв? Против-то ветра…".
А что против ветра-то, Александр? Что вы так беспокоитесь? Если вы против ветра только правду вздумали кричать, то и с этим встречным ветром в вас попадет только собственная правда. Или вы против ветра что-то другое задумали? Ну, то есть ветер-то тут — иносказание. Дело-то в людях. Что вы хотели сделать людям, Александр, но побоялись получить ответ?
Так что дома-то оно безопаснее, конечно.
Ну, и самое главное прозвучало от Сергея Пархоменко.
«Вот тут можно найти тех, кто еще в 2012 году создал народное движение Бессмертного полка» в Томске, и 9 мая того же года впервые провел марш участников новой гражданской инициативы/
Именно эти люди — во главе с Сергеем Лапенковым, Сергеем Котловкиным, Игорем Дмитриевым, Григорием Кунисом и их единомышленниками — позволили гражданской инициативе сформироваться, а потом постепенно разрастись до сотен городов, до миллионов участников. Именно их заслуга — распространение благородного и скорбного замысла по всей России, превращение его в по-настоящему массовое движение, к которому в нынешнем году присоединилось уже не менее 5 миллионов человек. Именно они, вместе со своими коллегами и друзьями вели «Бессмертные полки» в большинстве наших городов: и никакой фальши, никакой лажи, никакого вранья, никакого «нагона массовки», никаких отвратительных груд фотографий и транспарантов на помойках ни в одном случае не было. Люди выходили на улицу, движимые естественным и ярким порывом, несли фотографии своих родных, никому не приходило в голову превращать это жаркое и горькое чувство в еще один способ подогреть агрессивную истерию, и тем заслужить благоволение начальства, заработать очередной аппаратный чин, очередную чиновничью «лычку».
Однако еще в середине 2013 года в движении «Бессмертного полка» появились политические «рейдеры». Выяснилось, что столичная мэрия не готова видеть в роли координатора московского движения никого, кроме человека по имени Николай Земцов, муниципального депутата в Хорошево-Мневниках. Фигуру эту активно продвигал вице-мэр Горбенко со всем своим аппаратом. Организаторы «Бессмертного полка» еще в феврале прошлого года отказались работать с Земцовым и исключили его из числа организаторов движения…
Именно этот Николай Земцов при поддержке московской мэрии организовал альтернативную, а проще говоря — подставную, структуру «Бессмертный полк — Москва»…
Ну а дальше все просто. К началу нынешнего года «Бессмертный полк — Москва» стал инициативой Объединенного Народного Фронта, и за него вплотную взялись лидеры полит-структуры, напрямую управляемой из Администрации президента…".
И последнее — вишенка на весь этот торт — расследование журналиста «Радио Свобода» Елены Рыковцевой:
«Выдергивание акции из-под ее отцов-основателей не прошло незамеченным. В социальных сетях и отдельных изданиях принялись возмущаться. Тогда Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента Путина, сказал, что некорректно разбираться с авторством идеи, когда речь идет о народном порыве. Тем не менее, ОНФ, перехвативший акцию «Бессмертный полк», написал на своем сайте новую историю происхождения акции. Теперь она выглядела так:
«Видимо, многие великие мысли приходят во сне. Так и идея пройти маршем с портретами ветеранов приснилась сыну орденоносца Геннадию Иванову…
Все это ничего, кроме смеха, не вызывало. Сон Геннадия Иванова! Упоминаний этого имени в центральной прессе вплоть до мая этого года не было вообще. Про тюменские «Парады победителей» не сообщалось тоже. Я в архивах радио «СИТИ.ФМ» разве что нашла анонс московской акции 2011 года: «9 мая в полдень на Поклонной горе стартует акция „Герои Победы — наши прадеды и деды!“. К огромной георгиевской ленте прикрепят бумажных журавлей с именами фронтовиков. Принести журавлика с именем своего близкого смогут все желающие». Мало все это напоминало акцию «Бессмертный полк»…
Я подняла теперь уже региональную прессу, начиная с 2007 года. И мне стало стыдно. Этот Геннадий Иванов — пенсионер и общественник — 8 мая 2007 действительно опубликовал на страницах газеты «Тюменские известия» текст следующего содержания:
«Накануне майских праздников я увидел сон, который до сих пор стоит перед глазами в мельчайших подробностях. Девятое мая, День Победы. После официальной церемонии и военного парада под звуки всем известной песни «Священная война» по улице двинулись тысячи тюменцев. В руках каждого — черно-белые портреты, увеличенные фотографии родных людей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Всех тех, кто не вернулся с полей сражений: мужья, отцы, деды, прадеды…
…Почему бы не пройти торжественным маршем по улицам города с портретом родного человека? …Хотелось бы узнать мнение читателей по поводу такого предложения", — писал пенсионер Иванов.
То есть сайт ОНФ, конечно, привирает. Тогда, в 2007-м, никакой акции в Тюмени еще не было. Но идея уже появилась. И эту идею в родном городе Геннадия Иванова, худо-бедно, но подхватили".
В конце статьи журналистка резюмирует: «Случилось уродливое торжество справедливости»…
Перевожу на русский все вышеперечисленное.
Старик из города Тюмень придумал акцию «Бессмертный Полк». Местная рукопожатная журналистская общественность по-тихому идею увела, обложила своими представлениями о том, как все должно быть и годами правильно в своем рукопожатном понимании, цитируя Пархоменко «скорбно», ходила с портретами. Про старика никто и не вспомнил, конечно, приписав идею себе.
Потом один из учредителей решил, что надо бы привлечь финансирование, организации и так далее. Его из рукопожатных рядов моментально вышибли.
Затем хорошую идею приметили и захотели хапнуть единороссы, а затем к делу подключился ОНФ.
То есть мы с вами наблюдали только что полуфинал для спецолимпиады для особо одаренных по перетягиванию дедушек.
В этом мне видятся тревожные симптомы будущих рекордов.
На марше в этом году уже был замечен человек с портретом Берии.
Нет, я не против, если портрет Берии понесет его реальный потомок. В конце концов, Берия к Победе причастен напрямую. Но мне почему-то кажется, что родственником Берии этот человек не был. Ему просто по каким-то причинам показалось, что вот так — будет забавно. Почему ему забавно? Потому, что кому-то будет обидно. Человек выбрал «Бессмертный Полк» как место сведения своих счетов с согражданами.
Полагаю, что теперь эта тенденция непременно разовьется.
Мы имеем все шансы увидеть среди своих дедов не только Берию в руках никакого отношения к нему не имеющего человека, но и Власова, и Каминского, и Краснова, и фон Паннвица, и хоть Тоньку-пулеметчицу. И, возможно, даже в руках настоящих родственников. Чубайс разрешил.
И тогда, прямо на Красной площади, прямо на камеру, начнется безобразная драка, ярко демонстрирующая конец иллюзии народного единства, что мы почувствовали 9-го мая этого года.
Лично я не хочу такого исхода.
И поэтому я не буду, подобно организаторам первого «полка» кричать, что «вас тут не стояло» затесавшемуся в ряды «полка» либералу. Будь он хоть дважды гей и три раза антисталинист. И я не буду тащить на марш «полка» партийную символику. И никому не советую это делать.
Наша роль в «Бессмертном Полку» — подчиненная. Мы даем возможность нашим дедам еще раз побыть вместе. В одном строю. Показать друг другу своих внуков — нас. Показать и чтобы им не было за нас стыдно.
Давайте им это обеспечим.
Снимок в открытие статьи: участники акции памяти «Бессмертный Полк», в которой приняли участие родственники фронтовиков с фотопортретами отцов и дедов, в День Победы, Россия. Санкт-Петербург, 9 мая 2015 года /Фото: Петр Ковалев/ТАСС