Мнения
25 июля 2015 11:51

Кино и Киев

Олег Мономах об украинском кинематографе, что задыхается в своей оболочке

1708
Кино и Киев
Фото: ТАСС

После того, как министр культуры Украины Вячеслав Кириленко отличился, руководя нынешним летом тушением пожара на нефтебазе под Киевом, превратив событие в недюжинный перформанс (с взрывами, эвакуацией, жертвами), его повело на большое искусство. Его осенило. Он вдруг понял, как сделать украинское кино успешным, значимым, кассовым.

Серьёзно. И это интересно.

Украинский министр, как и должно государственному деятелю, демонстрирует (имитирует) способность стратегически мыслить. Мол, говорит, для реализации национальной политики в сфере кино, по большому счету, есть три глобальных пути: «Первый — ноль финансирования и удар по украинскому кинорынку и национальной безопасности, как сейчас…»

Сейчас, это к лету 2015. Справедливости ради скажем, что «при Януковиче» дело обстояло иначе. В период 2011—2014 на Украине было выпущено, как сообщали СМИ, «рекордное количество фильмов» — несколько десятков. Только по итогам 2011 года таков отчёт: «снято 14 полнометражных фильмов (как в сытые советские годы на „Довженко“), 12 короткометражек, 15 документальных лент, три анимационных картины, на этапе разработки 59 кинопроектов, боле половины из которых должны выйти в 2012 году».

Здесь не будем говорить о направленности, качестве и успешности. Количество рано или поздно переходит в качество. Значительная часть фильмов снята при участии государства. Самый распиаренный при нынешнем режиме «Поводырь» был также сделан «при бандюковичах». Премьеру «Поводыря» сдвинули с ноября 2013, в связи с переворотом, на ноябрь 2014-го. Некоторые фильмы были созданы полностью за счёт Госкино как, например, тот же «Поводырь» или как детская лента «Иван Сила» (про борца, но не Поддубного). СМИ с бодрым оптимизмом писали: «Украинское кино медленно, но верно развивается».

Не то теперь. Теперь Госкино Украины (Госагентство по вопросам кино), возглавляемое свидомым свободовцем Пылипом Ильенко, в долгах как в шелках. Режим, конечно, за собой вины не видит, но это дело обычное. По данным самого ведомства остаток обязательств Госкино на 1 января 2015 года был — 34 млн.гр. по программе поддержки и 86,7 млн.гр. — по программе госзаказа.

То есть при новом режиме, как говорят злые языки, «украли всё эти, чего не успели те».

Вот и с «Поводырём» у них вышел конфуз. Проект в крепком минусе, многомиллионном.

Министр мыслит дальше, называя очередной глобальный путь: «Второй — введение киносбора. Это польская модель, которая вызывает критику, но она нами деактивирована». Деактивирована — отброшена как негодная, как пустышка. Почему, если ещё нынешней весной, в апреле, Госкино вовсю пробивало идею высчитывать в свою пользу определённый процент «с дохода операторов и провайдеров телекоммуникаций, дистрибьюторов, а также всех, кто публично показывает фильмы»? Госкино разработало проект закона…

Надо сказать, идея поживиться за счёт провайдеров и прочих дистрибьюторов уже много лет волнует украинских законодателей. В 2009 году предлагалось взимать с провайдеров, в том числе мобильного интернета, 1% дохода. В 2012 депутат В.В. Янукович предлагал обложить провайдеров налогом в 2%. В 2013 «сам» будущий министр Кириленко В.А. жаждал ввести сбор также в размере 2%. В 2014 главный свободовец Тягнибок О.Я. надумал взимать на развитие кино 3%.

Законопроект пытались протолкнуть разными способами, пробовали «завести» его и через Кабмин. Но Интернет-ассоциация Украины, которая объединяет около 180 компаний, тоже знает входы и выходы, в том числе и в коридоры Кабмина. Один из директоров по маркетингу видеосервиса Иван Шестаков привёл тогда аргумент «против», взяв его даже из сфер нравственности и морали: «Снимать малобюджетное кино „ради кино“ за деньги от реализации качественных зарубежных фильмов? Мне было бы стыдно даже быть частью этой ущербной схемы…»

А с другой стороны: «Сначала поборите пиратов, а потом собирайте деньги с овцы, на которой отрастет шерсть».

Кириленко понял: не на тех нарвался (там такие волки, самого обстригут). С видеопиратством бороться — себе дороже. И вот в июле 2015 «польская модель» деактивирована, тем более что это «не наш путь» во всех смыслах: «механизм ничем не отличался от предложений людей старой власти», читай, коррупционеров.

Поэтому теперь взамен заведомо невыполнимой — новая идея, новый глобальный путь, третий, альтернативный, которого ещё не знало человечество. Ему и названия нет. Условно обзовём неким слоганом: «Третий путь танцует всех». Первым они танцуют государство. Мелочь, но как без этого, всего-то на 500 млн гривен в год — это 0.01% от требуемой для спасения кино суммы. Далее они танцуют весь мир. Думаете, невозможно? Они такие.

Кириленко, конечно, не сам вдруг решил съехать с «польской модели», не его уровень, подсказали. Это корпорация. Это люди, руководители телеканалов, которые по воле своих кукловодов устроили переворот своими телебашнями в 2013/2014. Русскому читателю их имена (пока) мало что говорят, но, тем не менее: гендиректор «Студии «1+1» Александр Ткаченко (его шеф олигарх И. Коломойский), гендиректор ICTV Александр Богуцкий (олигарх В. Пинчук), глава правления «Интер» Егор Бенкендорф (олигархи Д. Фирташ и С. Лёвочкин), директор телеканала «Украина» Евгений Лященко (олигарх Р.Ахметов). Ну и мозг корпорации — руководитель группы StarLightMedia (телехолдинг упомянутого Пинчука — СТБ, ICTV, Новый канал, М1 и пр.) Владимир Бородянский. Последний — человек из «банковской сферы», читай, человек «Закулисы». Он и объяснил министру-перформансисту каким должен быть «Третий путь».

Эти телевизионные креативные ребята уже как-то объединялись публично, накануне переворота, в 2013, под предлогом «договориться о расценках на рекламу». У них получилось. Правда реклама после переворота рухнула, но они не унывают. И вот теперь кино.

Изначально Бородянский высказывал, казалось бы, здравую мысль, мол, «выпуск контента только для украинского рынка не имеет экономического смысла, нужно оказывать услуги на экспорт». Каков из этого вывод? На поверхности — что? На поверхности восстановление традиционных евразийских связей, возрождение единого пространства услуг и товаров с «Русским миром» (аудитория кино автоматически расширяется 4−5 раз), отказ от бредового «европейского выбора»… Правильно? Правильно. Но не тут-то было! Решено идти иным путём. Что там пресловутые «кино и немцы»? Что там «Васюки-2»! Всё это меркнет, всё нервно курит в банном углу под веником!

Идея «Третьего пути» такова. Украина будет заманивать к себе иностранные кинокомпании, чтобы они приезжали на Украину для съёмок своих лент. Серьёзно. Ильенко: «Речь идет о возврате части затрат на производство фильмов иностранными студиями, команды которых приезжают снимать в Украину». Планируется возвращать до 25% съемочным группам и до 10% - от суммы гонораров — иностранным актерам. «Основные условия для таких компенсаций — большая часть съемочного процесса организуется в Украине».

А база, оборудование, специалисты? — хочется спросить.

Не надо лишних вопросов.

Как это может выглядеть на практике? Методом тыка берём любой фильм 2015 года. Допустим, режиссёр Ким Фаррант (это женщина) решила бы приехать на Украину снять свой фильм «Чужая страна» (совместное производство Ирландия, Австралия; в главной роли Нинель Кидман; бюджет $ 10 млн), допустим, соглашается приехать и Кидман, её гонорар в этой картине скромен, вряд ли многим более $ 1,5 млн. По сценарию в австралийской пустыне — из-за взрослых страстей — пропадают дети-подростки…

Конечно, при желании несложно впрессовать перипетии картины в просторы Донбасских степей… Возможно, Фаррант и не отказалась бы получить компенсацию «за Украину» как за вредность в $ 2.5 мил из Госкино. Но вот Кидман… Она, пожалуй, и сама бы заплатила эти 10%, только бы не испытывать судьбу в столь чужой и удивительной стране.

Однако этих креативщиков никакой абсурд не остановит, они скажут: «Навищо нам Кидман, у нас и свои акторки е!» Вместо «Моста Ватерлоо» предложат «Мост Патона» с бандеровским антуражем и обидятся, когда их пошлют.

По мнению авторов «третьего пути», их идея «внесёт вклад в культуру Украины». Каким образом? Элементарно. Привлечёт не только инвестиции на Украину, но и создаст «стимулы для развития сферы услуг в стране, ведь Украину будет посещать больше иностранцев, которые станут тратить деньги в отелях, кафе, платить за транспорт…»

Так и говорят, с серьёзным выражением лиц (или внутренне хохоча?). Но и это не всё! «Еще один бонус — туризм. Чем больше сцен в известных зарубежных фильмах будет сниматься на фоне местных ландшафтов, тем больше гостей из-за рубежа узнают про Украину и захотят ее посетить…»

Ребята, это «Васюки-3».

Но министр серьёзен. Он понимает всю тяжесть задачи. Однако преисполнен оптимизма: «Соседние европейские страны — теперь наши прямые конкуренты на этом рынке, но Украина имеет гораздо больше географических возможностей и кинематографических ресурсов».

О каких «кинематографических ресурсах» речь, даже и спрашивать неловко. Вот и Бородянский его подбадривает (или втюхивает, откровенно разводит?). Он утверждает, что «если в течение пяти лет держава выделит на развитие кино и сериалов (для компенсаций зарубежным киношникам) 250 млн долл., а частные продюсеры — 150 млн долл., появится 75 кассовых украинских фильмов и 5 тыс. эпизодов сериалов».

Вероятно, цифры не с потолка, а из расчёта, что иностранные режиссёры за пять лет наснимают на Украине фильмов аж на 1 миллиард долларов!.. А если на два? А на три? Тогда Украина вообще завалит мир своими картинами. Отдыхайте конкуренты!

Но Кириленко с компанией не похожи на коллективного Манилова.

Представляется, ларчик открывается просто.

Во-первых, проектом «Третий путь» забивается гроб с идеей «киносбора» («польской моделью»). Предел благодарности операторов и провайдеров за это можно без труда определить при помощи калькулятора.

Во-вторых, «Третий путь» открывает массу возможностей по отмывке денег, созданию схем и прокрутке афёр.

В-третьих, «Третий путь» позволит вполне легально поправить свои дела олигархам, владельцам «1+1», «Интеру», «Украине», СТБ, ICTV и тем, кто ещё подсуетится… Неспроста в один проект они вставили художественное кино и «тупое мыло» телесериалов. Неспроста и Бородянский жаловался, что некий его раскрученный сериал у него на СТБ оказался убыточным. Ребята решают свои кормовые интересы.

Как бы то ни было, решение принято. Сговор свершён. Вскоре на Украине появится новая версия закона «про кино». Министр собирается внести его в Раду до конца лета. Только вот беда, он не вполне уверен, что в Кабмине («ведь война и агрессор у порога»), услышав о многомиллионных компенсациях иностранцам, не покрутят у виска указательным.

Но, по большому счёту, все эти поиски «новых путей» — от отчаяния. Всюду тупик, всюду стенки каменного мешка, в который Украину заманили как козла сочной морковкой. Есть, конечно, выход, но к нему ещё нужно успеть развернуться.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Сергей Нациевский

Политик, Член ЦК КПРФ

Денис Ильин

Директор Агентства по туризму Ульяновской области

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня