Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
26 сентября 2015 15:21

Вот так номер!

Парламентариям предложено узаконить для пополнения бюджета социальное неравенство на дорогах

4664

Суть дела — проще некуда, новизны — никакой. Депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Александр Шерин внес проект закона, который позволит на аукционах покупать регистрационные номерные знаки для автомобилей. Не всех, а только тех, которые из вежливости называют «красивыми». Но чаще всего — блатными. В законопроекте они деликатно названы «особыми».

Значит, и сегодня слово «блат» не исчезло из лексикона потребительского общества «новой России». В Советском Союзе оно означало возможность «достать» нечто дефицитное. Скажем, получить автомобиль вне очереди.

Сегодня машина есть у каждой второй российской семьи, у каждой четвертой их две штуки, и даже больше. А вот блатными номерами, к примеру, «о…оо» или «а…мр» — применительно к Москве — может гордиться далеко не каждый. Возможно, у обладателей «простых номерных знаков» отсутствует комплекс неполноценности. Может, не обзавелись связями «где надо». Или же они не хотят тратить большие деньги на покупку престижной жестянки у тех, кто ее заполучил раньше.

Примут законопроект — и государство на законных основаниях станет извлекать прибыль из честолюбия отдельно взятых граждан.

Нынешняя законодательная инициатива — еще не успевшее забыться прошлое. Не далее, как два года назад другой депутат, представитель фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк фактически предлагал то же самое. Только без аукциона: водитель подает в ГАИ-ГИБДД некую заявку на желаемое им сочетание букв и цифр, официально платит в кассу 150 тысяч рублей, после чего бесценный номер получает. По мнению парламентария, вот так, элементарно, произойдет девальвация «блатных» серий: «Они не будут в будущем иметь ценности, а просто будут радовать глаз».

Да и сама Госавтоинспекция ранее выходила примерно с такой же инициативой. Только вот нынешний законопроект находится в полном соответствии с мнением президента: еще в 2010 году глава государства поручил разработать правила организации таких конкурсов. При наличии подобной поддержки, судя по всему, законопроект А. Шерина станет явью. На аукционах станут продавать «особые» номера — то есть, статус человека на дороге.

Разумеется, не только столичные водители, имеющие стаж больше года, умеют «читать» номерные знаки. «Особых», то есть обычных блатных, безо всяких кавычек, боятся, и причин на то предостаточно. Блатные — практически неприкасаемые. Давно пора понять: вместе с «особыми» номерами мы станем продавать их новым владельцам чувство полной вседозволенности. Так что для приличия сделаем вид, будто и не подозреваем об этом. Покупатели, конечно, насчет своей неприкосновенности заблуждаются, но убеждать их в этом станут только в случае крупного дорожного конфликта. Мелкие «шалости» — подрезать «простую» машину, вытолкать из ряда того, кто «мешает» — это на здоровье. Самые «особые» ездят так называемыми «двойками»: на хвосте у машины шефа сидит джип или микроавтобус с охранниками, стрижеными под ноль, развернуться поперек всех мыслимых полос движения в порядке вещей. Не стану продолжать, все видят и знают: «особые» давно объявили войну остальным участникам движения.

Гнать чиновников за хамство на дорогах предложил в 2013 году председатель правительства Дмитрий Медведев на совещании в Московской области по теме безопасности движения. Так и сказал, что увольнение «пяти десятков человек» может стать эффективным началом кампании по уменьшению количества «привилегированных» участников дорожного движения. «Не надо наказывать, там, к уголовной ответственности привлекать, еще чего-то, — со всей категоричностью заявил он. — Уволить просто за это нужно. Причем на разных позициях. Прокурор — значит, пошел вон. Еще кто-либо из соответствующего списка — до свидания!».

Не наказывать. Не привлекать. Увольнять. Видимо, шоферов, которые этих самых чиновников возят. Дальнейшая судьба этого предложения покрыта мраком, наверно, потому, что глава кабинета министров выступал 30 марта. И эти самые чиновники решили, что речь идет о заранее подготовленной первоапрельской шутке. За четыре дня до выступления Д. Медведева социологи объявили: около половины автовладельцев считают, что запрет чиновникам использовать так называемые блатные номера повысит безопасность на дорогах.

Как выяснилось, три четверти автомобилистов уверены: именно существование «неприкасаемых» одной из главных причин высокой аварийности, а в столичной Госавтоинспекции назвали долю пользующихся неформальными привилегиями водителей, 20 процентов. Данные о культуре вождения автомашин с «особыми» номерами нечасто попадают в прессу. Давно это было, первый заместитель главы МВД Александр Чекалин сообщил: зарегистрированные в Москве автомобили с «флажковыми» номерами в 2006 году попадали в аварии почти в 30 раз чаще обычных машин. Допущение о том, что за рулем находились новички, отметаем с порога.

Впрочем, власти Калужской области еще за год до выступления Д. Медведева решили подстраховаться и спасти свой чиновный люд: глава региона начал «резать по живому» и поручил снять с машин областных и муниципальных чиновников «блатные» номера. Решил передать их мусоровозам и школьным автобусам. Ну, чтобы не тратиться на новые, номера с мусоровозов и автобусов отдать чиновникам. Возгласы одобрения этим революционным решением потонули в хоре откровенно издевательских публикаций. Тем более что аналогичные попытки предпринимались раньше и в других субъектах федерации.

О судьбе смелого эксперимента известно мало. Даже если он удался, и все чиновники области стали равнее всех равных, что нужно сделать с «особыми частниками»? В конце концов, большая стоимость сочетаний букв «амр» в Москве вызвана тем, что именно они фигурируют на номерах машин правительства. С той лишь разницей, что там стоит индекс «97», ну а желающие «встроиться в вертикаль власти» покупают или достают «77». Как только в Москве ввели номера с новым индексом «777», журналисты тут же сообщили: первый такой номер достался «обычной москвичке», разъезжающей на автомобиле стоимостью около 4 миллионов рублей. Потом борцы за равноправие на дорогах заметили в интернете объявление о продаже номера из новой серии с кодом региона 777 за 4 миллиона рублей. Видимо, речь шла о трех семерках в самом номере плюс трех семерках в индексе, продавец открыто заявил, что такой номер ему помогли получить сослуживцы из ГИБДД. Два в одном флаконе: покупатель получал японскую машину стоимостью около миллиона плюс номер, итого — 4 миллиона, сдачи не надо.

Разумеется, у нас есть автовладельцы, которые ездят с «особыми» номерами на равных условиях с остальными. Но для меня, московского водителя с большим стажем, такое в диковинку. Автомобильные эксперты уже устали изрекать прописную истину: покупая блатной номер — давайте уж своими именами, долой словесные изыски — человек приобретает право нарушать Правила дорожного движения. То есть, он уже знает, как станет вести себя на дороге. Индульгенция может действительно стоить недешево, но желание стать первым парнем на деревне перевешивает.

А потом — согласно Владимиру Гиляровскому: купец «безобразничает и говорит только одно слово: „Скольки?“. Вынимает бумажник, платит и, вдруг ни с того ни с сего, схватит бутылку шампанского и — хлесть ее в зеркало. Шум. Грохот. Подбегает прислуга, буфетчик. А он хладнокровно вынимает бумажник и самым деловым тоном спрашивает: „Скольки?“. Платит, не торгуясь, и снова бьет…».

Законопроект Александра Шерина некоторые журналисты уже назвали «резонансным». Не уверен, что он таковым является. Собственно, примут его — и желающие пощекотать свое самолюбие на дороге станут платить деньги за номерные знаки не «частникам» или — невозможно представить! — нечистым на руку сотрудникам ГАИ-ГИБДД. Все вырученные средства пойдут государству целевым назначением. В дорожные фонды регионов, где проводятся аукционы.

Станут наши автотрассы лучше — вот тогда «блатным» будет, где развернуться по полной.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня