Мнения
26 ноября 2015 13:32

Две выставки

Исраэль Шамир: от решения по «Войковской» до Ельцин-центра продолжают кипеть споры о советском прошлом

2246
Посетители на выставке "Православная Русь. Моя история. От великих потрясений до Великой Победы" в Манеже
Посетители на выставке «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений до Великой Победы» в Манеже (Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС)

В холодный и пасмурный субботний день огромная очередь вилась по Манежной площади, от памятника генералу Жукову до здания Манежа, и не самым коротким путем. Эта очередь вела одновременно к двум выставкам в одном флаконе, то бишь Манеже. Одна — церковная мультимедийная презентация «Православная Русь. 1914−1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе», а другая — красное советское искусство «Романтический реализм. Советская живопись 1925−1945 гг». Вдумчивый просмотр обеих мог привести к шизофрении и раздвоению личности. А может, они должны уравновесить друг друга в динамическом балансе.

Первая, православная, была активно разрекламирована по всей Москве, и, возможно, она привлекла больше посетителей. Это шершавый язык цифрового плаката, эстетика «Пауэр-пойнт» презентаций, чистая агитация и пропаганда. Парадоксально, но это советская выставка в нелучшем смысле слова. Если бы во времена незабвенного Леонида Ильича была бы такая техника, так выглядели бы уголки агитатора. В такие залы водили бы пионеров и школьников. У сегодняшней выставки установка, конечно, другая, антисоветская, но эстетика и принцип действия — как в 1980 году, без нюансов.

Посетитель выставки узнает, что Россия чуть-чуть не победила в первой мировой войне, что до революции ВВП пер в гору, как на стахановских графиках. Он не узнает о росте задолженности царской России, хотя Россия лидировала в этой области. Относительно советской эпохи подчеркивается враждебность режима к церкви, расстрелы царской семьи, священников. Безумное стихотворение Анатолия Мариенгофа выдается за кредо советской власти. Церковь представляется жертвой безосновательной злобы.

Но реальность сложнее. Часть церкви приняла революцию, а часть — звала на войну с Советской Россией. Наряду с той церковью, которая была с народом, была и зарубежная церковь, которая призывала Антанту и благословляла Гитлера. Иерархи зарубежной церкви не только не покаялись, но и продолжают свою борьбу с давно ушедшей советской властью. Хорошо, что церковь за рубежом воссоединилась со своей матерью — церковью Московской, но плохо, что их топорная антисоветская пропаганда сеет раздор в русском народе. Люди уже читали эти страсти в «Огоньке» Виталия Коротича, видели в фильме Говорухина о России, «которую мы потеряли». В начале 90-х только об этом и говорили, пока приватизировали и раскрадывали народное достояние.

Совсем по-другому представлен советский период на второй выставке. Там мы видим спортсменок Дейнеки, дирижабли Лабаса, рабочие пары Петрова-Водкина, сложные композиции Бродского. Нет, Россию не завалило снегом, что бы ни говорили эмигранты тридцатых годов. Русское советское довоенное искусство потрясает своей силой, динамикой, новым взглядом на человека и вещи. Уже не авангард и модерн-декаданс, — но новый реализм. Кураторы, правда, добавили ложку дегтя в эту бочку меда. Чтобы диссонанс с церковной выставкой не бросался в глаза, картины сопровождены ироническим комментарием, принижающим советское реалистическое искусство. Про Энди Уорхола с его банками тушенки они так иронически писать бы не посмели.

Впрочем, это кураторам не помогло. Со ждановской яростью на них, на кураторов выставки живописи, набросились комиссары авангарда и концептуального искусства, начетчики, из тех, чьи духовные предки писали в журнале «На посту» доносы на Булгакова и Есенина. Анна Толстова в «Ъ» назвала это «выставкой художественной пропаганды эпохи уже почти официально канонизированного товарища Сталина… Пропаганда стыдливо прикрыта названием „Романтический реализм“ и разбавлена искусством свято верующих в соцреализм большевиков … мастеровитых халтурщиков и циничных приспособленцев». Для цепных псов авангарда, «русский реализм… это стиль консенсуса и конформизма». И вообще, у кого есть деньги — покупает Поллока, а не Дейнеку (!). Бабло — самый главный козырь у концептуалистов-антисоветчиков…

Так что споры о советском периоде не хотят улегаться в историческую пыль. От решения по «Войковской» до Ельцин-центра они продолжают кипеть, и выставки на Манеже можно видеть в этом ключе. К слову, выставку романтического реализма продлили на еще две недели, — то есть ее еще можно посмотреть.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня