В городах российских снова появились гопники и «быки». Там зарезали, тут отняли телефон, там избили, тут подожгли машину. Да что о «там» и «тут» говорить — ночью под моим окном такое порой творится, что кажется — ну точно будут трупы по утру.
Интересно, что же поспособствовало возвращению гопников и «быков» в российские города? Финансовый кризис? Или просто настало для них новое время, пришла дивная пора второго расцвета?
Я хорошо помню гопников девяностых. Они были чуть другими, чем нынешние. И вот в чем, как мне кажется, основное отличие. Те были гопниками до конца, до последней мозговой извилины: дешевые спортивные костюмы, как влитые, несменяемые; кеды, кепки, пустота в глазах — все подлинное, яростное, злое.
Сейчас же «набыченные» парни от 15 до 30 не совсем настоящие, есть возможность «отката от образа». Они как бы дают понять, что… вот ситуация изменится, и мы сразу же станем хорошими, переоденемся, лица сделаем попроще, вы только устройте нас на работу, дайте денег, жизни нормальной.
Плюрализация и либерализация докатилась и до них, до гопников. В 1997 году со мной произошел такой случай. Я, будучи студентом музыкального училища, носил длинные волосы, а тогда это было смерти подобно. Особенно на том районе, где училище располагалось. Ну и шел я как-то вечером — налетели сзади, без разговоров срезали клок волос с макушки бутылочным стеклом — и делу конец. Сегодняшняя гопота вполне может носить длинные волосы сама — и ничего.
Вот замечательно правдивая иллюстрация того, что происходило «в мое время». Это из книги «Гопники» Владимира Козлова. Кто не читал — советую:
— Я сейчас в третьей школе учусь. Перешел.
— А зачем тебе все это говно в ушах, волосы как у бабы? — говорит ему Вэк. — Или ты думал — из семнадцатой ушел, так можно ходить, как хочешь? Нет, по нашему району так не ходят.
— Это мое дело, как ходить. Тебя не касается.
— Что ты сказал? Повтори.
— Тебя это не касается.
— А если я…
— Попробуй.
— И попробую.
Вэк дает ему прямого в челюсть. Неформал замахивается дать сдачи, но Вэк отбивает и засаживает ему ногой по яйцам. Неформал приседает, и Вэк добавляет ему в нос.
А сейчас нельзя сказать определенно, кто неформал, кто формал — вот, что удивительно. Гопник может быть неформальнее любого неформала.
И еще. Гопота девяностых — это слепок с бандитов девяностых, стремление попасть в этот мир, в заветную нишу, где разборки, стрелки, бабки и телки. Современной гопоте походить не на кого, нет эталонов, примеров нет. И вот, как они выходят из положения: кто покреативнее — копируют образ Гоши Куценко, Дмитрия Нагиева, «Реальных пацанов» или даже Бледного из «25/17». Кто глупее — просто «быкует» без всякого образа, отоваривая всех подряд — детей, запоздалых прохожих, женщин. Налакался водки с какого-нибудь горя — и пошел гопничать-озорничать.
Интересен факт, что с гопотой из девяностых было договориться почти невозможно. Это сейчас по сети гуляют разные советы и правила, типа: «10 способов отбиться от гопников, а раньше только чутье и помогало. Но если уж попал к ним в улично-дворовый плен — пропал ты, никаких поблажек не будет. Нынешняя же гопота (мы уже понимаем, что она так называемая, условная) где-то в глубине своего буйства сидит на пророссийской теме. Да, новоявленные хулиганы тоже лютуют, как и те, что были раньше, но «правильно порамсив» их можно «развести» на теме патриотизма. Если ты за Россию — то мы вместе, ты меня не трогай — и я положу обломок кирпича на место, где взял.
Не могу точно сказать, хороша или плоха эта тенденция, но факт остается фактом: хочешь выйти из гопнического пленения невредимым — дави на патриотизм. Вот так случилось. Не думаю, что само. Конечно, через СМИ. И Интернет. Через Охлобыстина с Пареченковым, ну и некоторых других медиа-патриотов.
Вопрос только в том, чего ждут эти «временные гопники», какого сигнала, откуда? Вот повылазили они из кризисных щелей, но обратно уже не пролезут. Там тесно. Патриотизм туда уже не уместится, а он им нужен, как самый главный «понт», база, фундамент, чтобы остаться в этом мире хоть кем-то. Это и будет их ключевая идея, после того, как они сменят лица на нормальные. Но вот кто и что конкретно должен будет им предложить вместо ночных набегов и «махачей» у дверей ресторанов и кафе — это большой и размытый пока вопрос. Возможно, официальное патриотическое крыло, партии, отдельные лица, знают на него ответ. Или хотя бы начинают его формулировать, пока еще есть время.