Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Ограниченный в ресурсах контингент

Кто заплатит за миротворческую миссию в Донбассе?

4587

Вопрос о международном контингенте в Донбассе был в очередной раз вынесен на широкое обсуждение на прошлой неделе, когда о том, что, якобы, лидеры Нормандской четверки выступили за введение в Донбасс «Усиленной полицейской миссии ОБСЕ», сообщил официальный сайт президента Украины. Впоследствии в народных республиках заявили, что не потерпят присутствия любых иностранных военных на собственной территории, а Кремль и ОБСЕ высказались в том духе, что Порошенко поторопился выдать желаемое за действительное, поскольку вопрос об усилении миссии ОБСЕ находится еще только в стадии обсуждения.

К слову, само по себе введение вооруженных миротворцев куда-либо находится вне компетенции Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, чьи обязанности состоят скорее в мониторинге и контроле над ситуацией. ОБСЕ, к тому же, не имеет прецедентов создания подобной вооруженной миссии. Если уж предположить, что в Донбасс будет введен какой-либо международный вооруженный контингент, то это будут либо ООНовские миротворцы, как это происходит в большинстве стран, либо, как в случае с введением контингента KFOR в Косово, в соответствии с резолюцией ООН будут сформированы отдельный международный контингент, о соотношении сил в котором будут договариваться между собой представители России, США и ЕС. Рассмотренный в таком ключе, в отрыве от очередных попыток Порошенко саботировать выполнение Минских соглашений, вопрос о наличии международных миротворческих сил в Донбассе уже не следует воспринимать как однозначное зло для Москвы и республик. У России бы появилась возможность добиться собственного участия или даже участия вооруженных сил Донецкой и Луганской народных республик в международном контингенте. В последнем случае это означало бы, что ДНР и ЛНР получили бы международное признание с далеко идущими последствиями. К тому же миротворцы смогли бы остановить не прекращающиеся и даже усилившиеся в последнее время обстрелы территории республик со стороны ВСУ.

Однако, как и любой другой политический или военный вопрос, вопрос о международной миротворческой миссии в Донбассе упирается в финансовую составляющую. Приблизительная протяженность линии соприкосновения в Донбассе, обеспечение порядка на которой, а вовсе на разовый контроль над проведением местных выборов, и должно быть главной задачей для миротворцев, составляет около 50 километров. Общая численность украинских военнослужащих и бойцов территориальных батальонов по данным на 2014 год — около 50 тысяч человек. Даже с учетом боевых потерь и прошедших мобилизаций, а также сообщений о стягивании к Донбассу личного состава и техники, скорее всего, контингент примерно такой же численности Украина сохраняет в Донбассе и по сей день. По официальному заявлению украинского МИД от 29 февраля 2016 года, в Донбассе против них действует «сорокатысячная армия». Точных сведений о количестве бойцов в ополчении ДНР и ЛНР не поступало, однако украинские данные в целом вполне реальны. Именно такое количество вооруженных людей в целом может держать оборону на линии фронта. Несмотря на то, что последнее заявление первого заместителя секретаря Службы Национальной Безопасности Украины Михаила Коваля о наличии у ополченцев самолетов, вертолетов, тяжелых ракетных комплексов и боевых кораблей стоит расценивать как очередной политический блеф, конфликт в Донбассе все-таки сложно назвать партизанской войной. Стороны используют друг против друга легкую бронетехнику и танки, тяжелую ствольную и реактивную артиллерию. Учитывая тот факт, что даже соглашение об отводе тяжелой техники от линии соприкосновения и прекращении огня сейчас сталкивается с регулярными нарушениями с украинской стороны и ответными акциями ополчения, заставить стороны сложить оружие будет проблематично. Следовательно, численность международной миротворческой миссии должна быть куда больше озвученных Порошенко «от 5 до 11 тысяч» бойцов «Полицейской миссии ОБСЕ», а оснащение и вооружение должно существенно превосходить оснащение и вооружение украинских силовиков и ополченцев. В противном случае, миротворцы не смогут выполнять свои задачи, а контингент превратится либо в третью силу, либо, как и в случае с уже имеющейся в Донбассе наблюдательной миссией ОБСЕ, просто в очередную профанацию. Содержание полноценного контингента может обойтись в миллиарды долларов в год.

Вполне естественно возникает вопрос: кто будет за это платить? США и Евросоюз в последнее время все менее охотно инвестируют в Украину. Кредитование украинской экономики международными организациями сталкивается с новыми и новыми проблемами и условиями. Так, в последний раз МВФ затребовал от Киева в обмен на очередной кредитный транш размером в 1.7 млрд. долларов разрешение на продажу стратегических объектов и земли. Какие условия сможет выдвинуть Киеву Запад в обмен на финансирование миротворческой миссии, остается загадкой. Разве что пойдет речь о превращении Украины в 51-й штат. Российской Федерации же, ведущей дорогостоящую военную операцию ВКС в Сирии, в условиях стагнации экономики и относительно невысоких цен на нефть, финансировать миротворцев в Донбассе тоже совершенно ни к чему. Именно поэтому о любом вмешательстве в происходящее на Юго-Востоке Украины полноценных международных сил не может быть и речи. За миротворцев в Донбассе никто не будет платить. Следовательно, и дальше все вопросы относительно урегулирования ситуации будут решаться в формате Минских переговоров и встреч Нормандской четверки. И, к сожалению, видимо, в дальнейших артиллерийских дуэлях и столкновениях между украинскими силовиками и корпусом ополчения.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня