Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
8 июня 2016 12:16

Как правильно соблюдать Рамадан

Мустафа Акиол, The New York Times: уважение — прекрасное свойство, однако его невозможно воспитать силой закона

2447

Начинается священный исламский месяц Рамадан, а вместе с ним — долгие часы поста для сотен миллионов мусульман. Воздержание от пищи в дневное время суток в продолжение того месяца, в котором, как мы, мусульмане, верим, Коран был открыт Пророку Магомету, является одним из пяти столпов Ислама. Для мусульман это способ выразить свою преданность Богу и возможность лучше понять страдания тех, кто голодает из-за нужды.

Соблюдать пост непросто. От рассвета до заката мусульмане не должны есть, пить, курить и заниматься сексом. В течение долгих часов они мечтают о глотке воды или о куске хлеба. Затем приходит время «ифтара», что означает «завтрак», который часто является плотным ужином в компании членов семьи и друзей. После этого — несколько часов свободы от воздержания, до рассвета.

Мусульмане соблюдают это 1400-летнее правило во всем мире, от его родины — пустынь Аравийского полуострова, до Скандинавии. Однако где бы мусульмане ни жили, они должны поститься, руководствуясь своей совестью. К сожалению, некоторые авторитарные правительства нарушают эту фундаментальную свободу. Некоторые из них запрещают Рамадан, некоторые, наоборот, его навязывают.

Эта проблема является особенно острой в северо-западном китайском регионе Синьдзян, массово населенном уйгурами, мусульманским народом тюркского происхождения. В последние годы коммунистическое правительство страны запретило там поститься государственным служащим, студентам и учителям. Власти объясняют свой запрет заботой о здоровье граждан и угрозой, исходящей от мусульманских экстремистов. Но запрет приводит лишь к тому, что уйгуры чувствуют себя дискриминируемыми и отчужденными от своего государства, он играет на руку небольшой группе экстремистов, призывающих к вооруженному сопротивлению.

Другой стороной «авторитарной монеты» являются различные мусульманские государства, от Саудовской Аравии и стран Персидского залива до Ирана и Пакистана. Они навязывают соблюдение Рамадана силой закона. По их правилам, публичное употребление пищи и воды в течение священного месяца может караться депортацией, штрафом или даже тюрьмой. Во многих других странах, где воздержание не является требованием закона, оно навязывается общественным мнением. Граждане, среди которых есть как религиозные меньшинства, так и не считающие нужным поститься мусульмане, должны делать вид, будто они это делают.

Подобный религиозный авторитаризм бессмыслен и разрушителен. Соблюдение поста в течение Рамадана является актом поклонения Богу. Оно имеет смысл только в том случае, если продиктовано подлинным желанием соблюдать Его заповеди, а не смирением перед законами государства или произволом общества. Государственное и общественное давление не способно воспитать в людях настоящую набожность — они воспитывают фальшь и лицемерие. Вот почему в Коране говорится о том, что не должно быть «принуждения к религии», равно как и принуждения к посту.

Более того, в соответствии с исламской юриспруденцией, не все обязаны поститься. Например, этого вовсе не требуется от не-мусульман. По Корану, даже среди мусульман это не вменяется в обязанность «больным или путешествующим», а также тем, «кто может поститься только с большим трудом», таким предписано вместо соблюдения поста накормить нуждающегося. «Бог желает для тебя облегчения, а не лишения», — гласит священный текст.

Однако многие мусульмане выбирают лишения. В прошлом году во время Рамадана более тысячи человек умерло в Пакистане от жажды, не вняв призывам более «гибких» клириков завершить пост из-за сильной жары. Но и некоторые из тех, кто решил следовать этим призывам, оставались в сложном положении, поскольку из-за общественного давления могли пить воду только втайне — а это большая проблема для тех, кто живет на улице.

Даже самые жесткие мусульманские клирики признают, что не всем необходимо поститься в Рамадан. При этом многие из них поддерживают законы, запрещающие публичное употребление пищи и воды, поскольку считают необходимым уважать священный месяц и людей, которые постятся. Таким клирикам следует подумать о том, действительно ли они способствуют воспитанию уважения к Исламу, вводя подобные правила. Будем ли мы, мусульмане, чувствовать, что к нам испытывают уважение те, кто распространит на нас свои собственные запреты? Нужно ли мусульманам Индии запрещать есть говядину, поскольку это оскорбляет чувства индусов (с таким предложением выступил в прошлом году лидер правящей в Индии партии Bharatiya Janata). Должны ли уйгуры разделять неприязнь Коммунистической партии Китая к «суевериям» и отказываться от своей веры?

Уважение — прекрасное свойство, однако его невозможно воспитать силой закона. Призывы к уважению не могут служить и основой для того, чтобы большинство навязывало свои нормы меньшинствам или отдельным личностям.

Каков же выход? Хорошую модель отношения мусульман к Рамадану представляет мой город, Стамбул. У нас нет законов, регулирующих соблюдение Рамадана. Многие решают поститься, многие нет. Последние могут посещать рестораны и кафе в дневное время, наверняка найдутся и те, кто в темное время суток не откажется посидеть в баре, хотя законы Ислама запрещают алкоголь. Ну а набожные люди постятся, причем делают они это еще и потому, что испытывать жажду и голод их заставляет отнюдь не государство. Они свободно выбирают то, что диктует им искренняя вера в Бога.


Мустафа Акиол (Mustafa Akyol) — внештатный сотрудник отдела «Мнения» газеты The New York Times. Живет в Стамбуле, Турция

Оригинал статьи.

Перевод Станислава Варыханова

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня