Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Периодическая система Украины

Сумеет ли Порошенко сделать свою власть неограниченной?

8646

Двадцать лет назад — 28 июня 1996 года — после долгих проволочек у независимой Украины появилась конституция. Принятие основного закона сопровождалось упорной борьбой, помимо всего прочего, вокруг формы государственного правления. Леонид Кучма, подобно большинству президентов постсоветских стран, стремился получить как можно больше власти. Но последнее слово осталось за Верховной Радой, установившей не суперпрезидентскую, а президентско-парламентскую республику.

С тех пор четыре президента Украины прилагали усилия к изменению конституционных полномочий высших органов государственной власти. Три попытки — в 2003 — 2004, 2010 и 2014 годах — увенчались успехом, а две — в 1999 — 2000 и 2007 — 2008 годах — провалились. Более того, такая же периодичность наблюдалась и в 1990 — 1996 годах, то есть до принятия действующего основного закона. Вместе с тем обнаружилась интересная особенность украинской политической системы, а именно: все кампании по изменению конституции начинались с интервалом примерно в три года. Естественно, возникает вопрос: что это, простое совпадение или историческая закономерность?

Теории цикличности истории возникли еще в древности. Согласно современным представлениям, общество, пройдя цикл в своем развитии, не возвращается в отправную точку. Социум приходит в новое состояние, лишь частично напоминающее исходное. Собственно говоря, Украина своим примером как нельзя лучше иллюстрирует обоснованность подобных концепций исторического процесса.

Получение независимости

Конституция является неотъемлемым атрибутом независимости и суверенитета. Для нового государства крайне важно продемонстрировать решительный отказ от институтов прежнего строя. Например, Финляндия и Польша, отделившиеся от России в первой четверти XX века, особо подчеркивали этот факт в своих конституциях. По проторенному пути пошли и украинские власти.

В октябре 1990 года в Украинской ССР действовала конституция 1978 года. Верховный Совет решил привести ее в соответствие с Декларацией о государственном суверенитете Украины, принятой тремя месяцами ранее. Началась поэтапная десоветизация. В преамбуле конституции появились слова о «многовековой истории украинского государственного строительства», а из ее текста исчезли все упоминания об СССР. Верховный Совет стал называться Верховной Радой, а Совет министров — Кабинетом министров. Переименованный парламент принял концепцию будущей конституции и учредил Конституционную комиссию. Проект этого правового акта был вынесен на всенародное обсуждение, а затем представлен в Раду для окончательного утверждения. Однако Леониду Кравчуку не было суждено довести начатое до конца. В стране начался системный кризис. В скором времени власть ускользнула из рук главы государства. Украина получила конституцию уже при следующем президенте.

Обретение конституции

Всевластие советов, закрепленное в конституциях бывших союзных республик, в 90-е годы прошлого века не раз приводило к политическим кризисам. В России в октябре 1993 года противостояние президента и Верховного Совета даже вылилось в вооруженные столкновения.

Кучма, ставший президентом Украины в июле 1994 года, энергично принялся за конституционное строительство. Уже в ноябре была создана новая Конституционная комиссия. Однако работа этого органа была малопродуктивной. Камнем преткновения стало разграничение полномочий президента и парламента. После всевозможных перипетий конституция все-таки была принята. И хотя она стала результатом политического компромисса между президентом и Радой, Украина тем не менее трансформировалась из советской в президентско-парламентскую республику.

Наступление Кучмы

В конце XX столетия в большинстве постсоветских государств происходило укрепление президентской власти. В России искали преемника Бориса Ельцина. Александр Лукашенко в Белоруссии шаг за шагом расширял свои полномочия. А в Азербайджане Гейдар Алиев обучал своего наследника. Не остался в стороне от этих процессов и президент Украины.

В августе 1999 года, баллотировавшийся на второй срок Кучма, предложил провести референдум по изменению конституции. Поправки, вынесенные на плебисцит, перераспределяли полномочия парламента в пользу президента. Кучма безоговорочно победил, но результаты референдума, состоявшегося в апреле 2000 года, так и не были имплементированы. «Кассетный скандал», разразившийся с подачи председателя Верховной Рады Александра Мороза, остановил наступление Кучмы на прерогативы парламента.

Отступление Кучмы

Ближе к концу второго срока перед Кучмой стояла одна, но главная, задача — обезопасить себя от возможного уголовного преследования после ухода от власти. На Украине, в отличие от России, не нашлось политика, которому Кучма мог бы доверить свою судьбу. Поэтому он решил ослабить власть, кто бы им ни стал, следующего президента.

Кучма решил действовать от противного. В марте 2003 года он предложил радикально уменьшить полномочия Рады. Но провести такой закон, требовавший конституционного большинства голосов, через парламент он не мог. Тогда президентская сторона надавила на Конституционный суд, и он вынес решение, позволявшее Кучме избираться на третий срок. Этот вердикт вынудил оппозицию быть более сговорчивой. Многоходовая комбинация была завершена уже во время первого майдана. В декабре 2004 года Рада проголосовала за закон, положивший начало конституционной реформе. Власть третьего президента, Виктора Ющенко, была существенно ограничена. Украина стала парламентско-президентской республикой.

Потуги Ющенко

Впрочем, даже Ющенко, вынужденный беспрестанно маневрировать между Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко, попытался расширить президентские полномочия. В декабре 2007 года он создал Национальный конституционный совет и издал указ о всенародном обсуждении конституционной реформы. Однако политическое влияние Ющенко снижалось столь стремительно, что эта инициатива не получила практического воплощения.

Казус Януковича

Репутация главного неудачника в украинской политике закрепилась за Януковичем еще до того, как он стал президентом. Ведь он не только упустил победу на президентских выборах 2004 года, но и умудрился проиграть «оранжевым» досрочные парламентские выборы 2007 года. Между тем, став президентом, Янукович рванул с места в карьер. В сентябре 2010 года Конституционный суд отменил конституционную реформу, вернув Януковичу «диктаторские», как их называют на Украине, президентские прерогативы. Чем закончилась эта история, хорошо известно. Следует лишь сказать, что столь же бездарным политиком был разве что гетман Иван Выговский.

Рубежи Порошенко

После свержения Януковича в феврале 2014 года Верховная Рада, руководимая Александром Турчиновым, вернула конституцию 2004 года. Украина снова стала парламентско-президентской республикой. Таким образом, Петр Порошенко был вынужден, что называется, начинать с нуля. Но если Янукович хотел все и сразу, то Порошенко укрепляет свою власть постепенно, последовательно занимая намеченные рубежи.

За прошедшее время пятому президенту Украины многого удалось добиться. Сегодня «Блок Петра Порошенко» — крупнейшая фракция в Раде, на основе которой формируются правящие коалиции. Кроме того, эта партия контролирует более половины областных советов. А после того как глава государства сумел провести своих людей на должности премьера и генерального прокурора, Украина де-факто в очередной раз вернулась к президентско-парламентской форме правления. И голосование по изменениям в конституцию, состоявшееся 2 июня, лишнее тому подтверждение. Так что теперь главная интрига заключается в том, остановится ли Порошенко на достигнутом или же, по примеру предшественников, постарается закрепить свои успехи на бумаге. Как бы то ни было, трехлетний цикл близится к завершению, а на Украине тем временем крепнет запрос на «сильную руку».

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня