Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Тирасполь сблизит Москву и Брюссель

Совместная работа в Приднестровье позволит перезапустить диалог России и ЕС

4005

17 июня Совет Европейского союза вновь продлил санкции против Крыма и Севастополя еще на один год. Это ставшее уже дежурным событие не вызвало ни особого удивления, ни ажиотажа в политических и экспертных кругах. Стоит полагать, что аналогичное решение будет принято и по общему пакету антироссийских санкций, действие которых истекает 31 июля. Вместе с тем, нарастающий прессинг как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов постепенно выталкивает Россию и Евросоюз за рамки конфронтационных моделей, заставляя их медленно двигаться по пути оздоровления двусторонних отношений.

Тянущееся уже более двух лет противостояние России и ЕС в изрядной степени себя исчерпало. Инициированная вопреки экономической целесообразности и под значительным давлением США «санкционная война» явно показала свою несостоятельность (заявленные политические цели — возврат Крыма и прекращение поддержки ДНР и ЛНР — так и не были достигнуты) и обернулась для Европы не только многомиллиардными потерями, крушением налаженных торговых связей и утратой рынков сбыта собственной продукции, но и стала еще одним источником внутренних противоречий. Столкнувшийся с миграционным кризисом, терроризмом, ростом популярности правых сил, а также потенциальной угрозой распада (стартом чему может послужить референдум в Британии), Евросоюз все более тяготеет к прекращению конфронтации и поиску возможностей для перекалибровки текущих отношений с Россией. Этому также способствуют и явные сигналы политических элит стран-лидеров ЕС — Германии, Италии и Франции. Не в меньшей степени к нормализации диалога стремится и Россия, также понесшая значительные издержки, и, кроме того, не отказавшаяся от идеи построения единой Евразии от Владивостока до Лиссабона.

Читайте по теме

Наметившееся желание обеих сторон к восстановлению стратегических и партнерских связей стало катализатором их активной совместной работы в некоторых проблемных областях, поскольку хоть с чего-то, но начинать все-таки нужно. Одной из таких точек соприкосновения стала ситуация в Приднестровье, в последнее время обнажившая опасный конфликтный потенциал. Главной причиной роста напряженности стали односторонние действия Республики Молдова: не будучи привлекательным внешнеполитическим ориентиром для Приднестровья, подавляющие число жителей которого ассоциируют себя исключительно с Россией, а также не имея возможности осуществить «реинтеграцию» региона силовым путем, Молдова при поддержке Украины развязала массированное давление на республику в социально-экономической сфере. По замыслу инициаторов таких шагов, критическое снижение благосостояния населения ПМР заставит руководство республики в итоге отказаться от идеи независимости.

Для тех, кто хорошо знаком с ситуацией в Приднестровье, очевидно, что Россия не сможет допустить уничтожения непризнанной республики, на протяжении многих лет являющейся надежным и, по сути, единственным форпостом российского влияния в регионе. Поддерживая Тирасполь финансово и экономически, РФ также значительно усиливает и свою дипломатическую активность в молдавско-приднестровском урегулировании, пытаясь оперативно купировать наметившуюся социально-политическую катастрофу. Одной из последних российских инициатив, призванных вернуть молдавско-приднестровский диалог в конструктивное русло, стал блок предложений, распространенный среди участников переговорного процесса в формате «5+2» (где ПМР и РМ — стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ — посредники, а США и ЕС — наблюдатели). Этот, по сути, неформальный документ прогнозируемо (хотя и несколько непривычно) получил одобрение всех международных посредников, в том числе и США, и Евросоюза, и ОБСЕ в лице председательствующей Германии.

Проявляемый Евросоюзом интерес к проблеме молдавско-приднестровского урегулирования понятен. Молдова, долгое время считавшаяся образцовой витриной Восточного партнерства (проект ЕС по развитию интеграционных связей с некоторыми странами бывшего СССР), в настоящее время превратилась в головную боль Брюсселя — тотальная коррупция властей и внутриполитические смуты существенно подпортили имидж европейского курса в глазах населения страны. К тому же, атакуемый многочисленными кризисами, ЕС не может допустить ухудшения обстановки на Днестре, последствия которого могут быть непредсказуемыми — от развала всей архитектуры региональной безопасности до — в худшем варианте — рождения новой горячей точки на европейском пространстве.

Наметившееся единство позиций ЕС и РФ по молдавско-приднестровскому урегулированию прослеживалось и в официальных заявлениях. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его заместитель Григорий Карасин выразили поддержку провозглашенной приднестровским руководством в 2012 году «тактики малых шагов», акцентируя внимание на необходимости поэтапно двигаться по пути решения наиболее острых проблем во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя. Замглавы внешнеполитического ведомства России даже призвал стороны обходиться без «мегафонных заявлений», намекая на практикуемую РМ тактику отказа от практического диалога с ПМР с одновременным вбросом в СМИ многочисленных деклараций об «открытости», «готовности к работе» и т. д. В аналогичном ключе высказывался и Спецпредставитель Действующего Председателя ОБСЕ Клод Майер-Клодт во время своих визитов в Тирасполь и Кишинев, отметив давно назревшую необходимость в придании импульса переговорному процессу.

Результатом совместных дипломатических усилий Германии и России стало состоявшееся в начале июня в Берлине первое за два года заседание так называемого «Постоянного совещания…» в формате «5+2». Если верить молдавским СМИ, в ходе переговоров молдавские представители, которые любыми способами отказывались от принятия на себя обязательств, фактически оказались в одиночестве перед консолидированной позицией международных посредников и Приднестровья. Итогом встречи стал Протокол, утвердивший перечень наиболее актуальных проблем, по разрешению которых Приднестровье и Молдова обязались работать в ближайшее время.

Читайте по теме

Сложно судить, насколько далеко удастся продвинуться Тирасполю и Кишиневу по обозначенным в Протоколе вопросам (пока лишь известно, что во исполнение достигнутых договоренностей было подписано два документа в сфере экологии). Однако сам факт сотрудничества России и ЕС на приднестровском направлении открывает широкое поле возможностей, способное оказать благоприятное влияние на урегулирование застоявшегося конфликта в части устранения наиболее острых противоречий, а в более отдаленной перспективе — послужить элементом дальнейшей нормализации российско-европейских отношений.

Безусловно, на этом «поле для компромиссов» каждая из сторон преследует свои цели, однако позиции игроков явно сходятся в одном: после печального опыта Украины никто не желает нового регионального конфликта. А это значит, что ситуацию в Приднестровье Москва и Брюссель постараются держать в фокусе своего внимания до той степени, пока поле для компромиссов не будет пройдено полностью.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня