Российский министр иностранных дел Сергей Лавров отверг все обвинения в том, что попытка государственного переворота в Черногории инспирирована или организована российскими спецслужбами. Это обвинение, по словам Лаврова, столь же голословно, как и обвинение в хакерских атаках во время избирательных кампаний в США, и заявление о связи американского президента Трампа с российским спецслужбами.
Мысль о причастности к попытке переворота российских спецслужб возникла в голове специального прокурора Черногории Миливое Катнича, который и озвучил ее в прямом эфире телеканала «TV Prva» (аналог российского федерального телеканала «Первый»). Попытка свергнуть правительство Черногории имела место в октябре прошлого года, когда в стране полным ходом шла избирательная кампания, и якобы к этой попытке приложила свою «длинную руку» Москва. Выступая перед журналистами, Катнич заявил, что подобным образом «российские государственные органы» стремились помешать Черногории вступить в НАТО. Сделать же такие выводы Катничу, по его словам, позволило знакомство со следственными данными — показаниями фигурантов дела и записями их разговоров.
Я думаю, что никакого стратегического значения для России Черногория, как, впрочем, и многие другие государства балканского региона, не имеет. Напротив, эта страна — источник возможных проблем. Впрочем, какая-то заинтересованность России в этом регионе возможна. Например, можно говорить о морально-этическом аспекте — славянском братстве. Или о том, как было бы полезно России иметь свое «представительство» на Балканах, как, впрочем, и во многих других регионах мира. Все-таки ситуация меняется ежедневно, и регион, который сегодня не представляет никакого интереса, завтра может начать играть ключевую роль в каких-то процессах. Так что, с точки зрения большой стратегии, было бы неплохо нам иметь друзей и союзников по всему миру. Как минимум, это пригодится при голосовании в ООН.
Но заморачиваться по этому поводу так сильно, чтобы устраивать государственный переворот? Это уже явный перебор. В сущности, что такое Черногория? Ни сколько-нибудь значимого экономического потенциала, ни ресурсных богатств. Как говорится, ищи, кому выгодно, а в этой ситуации, хоть обыщись, никакой выгоды для России не найдешь. России не нужна ни сама Черногория, ни дестабилизация в ней, особенно с учетом того, как близко расположены наши страны. В таких условиях любые дестабилизационные процессы вызывают цепную реакцию, которая может затронуть и нас самих.
Но и истерику черногорского прокурора отчасти тоже можно понять. На кого так привычно удобно повесить всех собак? Кто у нас традиционно империи зла? Россия да Китай, не Зимбабве же. И никто не задается вопросом — а зачем, собственно, России затевать в Черногории «кипеж»? Может, кто-то и поучаствовал в нем, но исключительно как частное лицо, со своим частным, копеечным интересом. Но в масштабах российского государства? Это полный бред.
Политический спектакль разыгрывается Западом с целью шельмования России. Интерес очевиден — накидать побольше самых разных обвинений, пусть даже и совсем анекдотических. Пока их будут опровергать да из них выбираться, все уже и позабудут, о чем, собственно, речь. А осадочек-то при этом, как говорится, останется…
Мне вообще кажется, что мы сами себя воспринимаем как-то неправильно — все что-то жмемся, стесняемся, ко всякому разинутому на Западе рту трепетно прислушиваемся. Все нам кажется, что они там, на Западе, жутко образованные, стратегически мыслящие, знающие, что такое хорошо и что такое плохо, а мы по-прежнему лаптем щи хлебаем. Вот и оправдываемся перед каждым, да еще и слова при этом выбираем поделикатнее, все к партнерству призываем, вместо того, чтобы прямо в лицо сказать: что за ересь?
В данной ситуации для «вброса на вентилятор» у Катнича есть еще одна целевая аудитория — население Черногории. Судите сами: если в НАТО не вступать, то придется за счет собственного хиленького бюджета беспокоиться об обороноспособности, содержать армию — а это дорогое удовольствие для стран, и покрепче стоящих на ногах. Т.е. угроза военная есть, как ни крути, а денежек ей противостоять — кот наплакал. Собственно, это соображение как магнитом тянет в НАТО и другие страны, которым пока такое счастье не обломилось. Куда как хорошо — переложить свои военные расходы на дядю и платить за это вполне себе необременительный взнос, причем порой можно и по «остаточному принципу». Да тут можно себе позволить и экономический рост (или иллюзию такого роста).
Казалось бы, балканские государства должны бы очень настороженно относиться к НАТО, пусть даже и в качестве союзника и партнера — неужели забыт опыт ковровых бомбардировок? Так что вдвойне непонятно, для чего Черногория все это затевает. С другой стороны, не так уж много держав могут угрожать этому региону. После присоединения к НАТО в списке вероятных агрессоров остается, пожалуй, только Китай. Но у Китая совсем иная сфера стратегических интересов, складывавшаяся тысячелетиями, и весьма маловероятно, что китайцы пойдут на штурм Балкан. Индия? Иран? Еще смешнее. Так что, за исключением инопланетян, остается только Россия.