Есть ли жизнь помимо Минска — вопрос риторический, пишет украинский еженедельник «2000». Пока что есть. Не так чтобы очень европейская, но президент Порошенко, по его словам, старается как может. Вот привез долготерпеливым украинцам «формулу Макрона». Президент Франции Эммануэль Макрон на самом деле не изобретал никакой такой формулы «реинтеграции» Донбасса, помимо «Минска». Но когда (и если) такую формулу кто-то напишет, то он будет не против, если ее, с лестной подачи Петра Порошенко, назовут «формулой Макрона». Да и кто был бы против!
Но, видимо, Макрон и сам удивился, что не написанная еще формула его имени уже пошла в «околоминский» оборот. Было бы лучше, конечно (для Порошенко лучше), если бы формула новой жизни «помимоминска» носила имя Трампа. Но с Трампом что-то там не заладилось. Тогда Макрон. И пусть о том, какова новая жизнь может быть «помимоминска», наговорено разными авторами (по разным поводам) уже довольно много — все равно приятно.
Возвращаясь к «формуле Макрона», все же отметим, что президент Эммануэль Макрон отнюдь не приблизил возможное положительное решение в рамках «нормандского формата» («помимоминска»), а наверняка отсрочил его еще на несколько месяцев. Как минимум. Или более.
Макрон: «Я думаю, что у нас есть несколько месяцев для того, чтобы в рамках этих соглашений достичь успеха. Я понимаю прекрасно, что для некоторых это, возможно, не идеальный формат, но я пока не видел лучших предложений, по крайней мере, я их не понял как таковые».
«…Я их не понял как таковые» — это ключевой момент позиции Макрона. После всего им сказанного понятно, что никаких срочных встреч четверки не предвидится, поскольку для России это означало бы сыграть с Макроном в поддавки, подыграть «формуле помимоминска». С какой это стати? Да и несрочных встреч четверки тоже не предвидится. Песков уже сказал, что в минском формате пока возможен только телефонный разговор.
Да и на полях G20 их отдельная встреча не состоится, поскольку не прошло еще объявленных Макроном в творческом запале «нескольких месяцев для того, чтобы в рамках этих соглашений достичь успеха»… «…Действительно, я считаю, тот факт, что ситуация сейчас не развивается, — это то, что с обеих сторон есть определенное непонимание, и, опять же, есть невыполнение того, что предусмотрено Минскими соглашениями».
Однако на самом деле мы столкнулись все с той же «формулой Олланда», хотя ее тогда никто так не называл. То есть суета со стороны нового президента Франции вокруг «Минска-2» свидетельствует о том же непонимании ситуации, что и у его предшественника. И это вряд ли повысит реноме молодого президента, к чему он, видимо, искренне стремится.
Он попытался показать Германии и России (да и всем остальным), что он способен вести жесткую самостоятельную политику и делать сенсационные заявления на внешней арене, которые (как он и сам понимает) вряд ли понравятся двум другим участникам «Нормандской четверки». А без их заинтересованного участия много ли весят его заявления?
Зато декларация в Париже «формулы Макрона» неожиданным образом объясняет длительную встречу в Гамбурге в рамках G20 Трампа и Путина. Тоже не факт, но на этой встрече действительно может быть сформулирована новая жизнь «помимоминска».
Эта новая формула наверняка не понравится (оставшимся вне ее) другим участникам Минских соглашений. Но, в отличие от участников «формулы Макрона», потенциал их вполне достаточен, чтобы превратить жизнь «помимоминска» в некую реальность. Все же это лучше, чем фантазии, которые нам всем нравятся.
Александр Леонтьев.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.