Членов музыкальной группы Birja Mafia Георгия Кебурия и Михаила Мгалоблишвили пытались отправить за решетку, как утверждают их сторонники, за сатирический ролик.
Небывалую славу рэперам принес клип «Черная майка», в котором протагонист держит на поводке человека, одетого в полицейскую форму, и скармливает ему кость, пишет украинский еженедельник «2000». Ролик, опубликованный 4 июня, тут же получил свыше 1,3 млн. просмотров на Youtube, что для группы, читающей рэп на грузинском, серьезный успех.
Правда, через два дня Георгий Кебурия и Михаил Мгалоблишвили были задержаны полицейскими, по словам музыкантов — избиты, и им предъявлено обвинение в хранении и распространении наркотиков (1,5 и 2,3 грамма).
Тбилисский городской суд оперативно откликнулся на задержание и определил обоим рэперам предварительное заключение. Было объявлено, что Мгалоблишвили и Кебурия грозят тюремные сроки от восьми до 20 лет либо пожизненное.
Музыканты между тем сами обвиняют полицейских, заключивших их под стражу, в нарушении закона. По их словам, сотрудники МВД при аресте подбросили им наркотики, отомстив таким способом за клип, в котором полиция была выставлена в неприглядном свете. Официальный ролик, кстати, на Youtube подвергся цензуре — «неприличные» кадры были замылены, хотя в сети есть достаточное количество и неотцензурированных версий.
В этой истории совсем не важно, были ли в самом деле при себе психоактивные вещества у музыкантов, любящих в кадре раскурить «бульбулятор».
Задержание рэперов вызвало в Тбилиси масштабные акции протеста. Первым в поддержку арестантов выступило общественное движение «Белый шум», выступающее за декриминализацию ряда субстанций. На митинг в центре столицы, несмотря на непогоду, собрались несколько тысяч человек.
Вслед за этим прозвучали заявления премьер-министра Георгия Квирикашвили и вице-премьера Кахи Каладзе о необходимости либерализовать наркополитику.
И в этот момент в социальной сети появился пост рэпера Беры — проживающего в США сына миллиардера Бидзины Иванишвили, который также высказался в поддержку задержанных исполнителей. На своей странице в Фейсбуке он написал спасительные слова: «Парни, я с вами».
Вы не поверите, но после слов Беры сразу же прозвучало заявление прокуратуры Тбилиси, из которого стало ясно: дело рэперов может быть радикально пересмотрено. Выяснилось, что после своего задержания члены группы Birja Mafia, оказывается, и в самом деле жаловались на какие-то нарушения со стороны полиции.
«Исходя из того, что обвиняемые Кебурия и Мгалоблишвили указали на то, что во время их задержания со стороны правоохранителей был допущен целый ряд нарушений, в следственной части прокуратуры началось расследование в связи с возможным превышением служебных полномочий со стороны полицейских и возможного факта фальсификации доказательств по части третьей статьи 369' и подпункта „б“ третьей части статьи 333 УК Грузии», — говорится в заявлении прокуратуры.
С не меньшей оперативностью за дело взялся и Тбилисский апелляционный суд, согласившийся с ходатайством защиты рэперов об их освобождении под залог. Мгалоблишвили вышел на свободу, уплатив 50 тыс. лари (21 тыс. долларов), а Кебурия — 20 тыс. лари (около 8,5 тыс. долларов).
После освобождения Георгий Кебурия рассказал, что правоохранители не подкидывали ему наркотик, они его только оформили в документе. Рэпер заявил, что не знает имен и фамилий тех полицейских, которые его задержали, но сможет их опознать. «У нас был разговор о клипе, так как в нем был шарж на полицейского, — вспомнил Кебурия. — Скорее всего, правоохранители хотели нас примерно наказать за своеволие…»
Словом, дело рэперов плавно двинулось к благополучному разрешению, но у общественности, естественно, возникли вопросы: кто же и по какой причине задержал и кто и по какой причине освободил музыкантов? И какая судьба ожидала бы Кебурия и Мгалоблишвили, если бы за них не вступился Бера Иванишвили?
Член оппозиционного «Единого национального движения» Тина Бокучава, комментируя освобождение ребят из «Биржа Мафия», высказывает предположение, что какое-то высокое должностное лицо, недовольное видеоклипом «Черная майка», велело наказать наглецов. Но затем, когда сын олигарха — сам известный рэпер — выразил солидарность с музыкантами, всем правоохранительным и судебным структурам пришлось спешно перестраиваться под его слова.
«Судя по всему, мы живем в банановой республике, где статус сына олигарха определяет судьбу граждан — будут они сидеть в тюрьме или нет», — делает вывод Тина Бокучава. Утешает одно: искусство в нашей банановой республике — сила!
Вадим Анастасиади.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.