Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения / Новости Украины
3 марта 2018 12:42

«Гиперлуп» для «незалежной»

Почему Илон Маск так и не приехал в постмайданную Украину

3730

Думаю, не ошибусь, если назову американского миллиардера Илона Маска героем нашего времени. Он стал настоящей иконой для поклонников технического прогресса, в особенности тех, кто уверен (и кого усиленно убеждают в этом СМИ), что исключительно частная инициатива, исходящая от таких гениев, как Маск, способна обеспечить не просто прогресс, а настоящий технологический прорыв, пишет украинский еженедельник «2000».

Умение Илона Маска делать деньги и продавать себя отрицать попросту глупо. Ведь в современной экономике стала привычной ситуация, когда даже неуспешная экономическая деятельность способствует росту акций компании, а, наоборот, реальная деятельность служит для раскрутки курсовой стоимости акций, покрывая (до поры до времени) убытки от, так сказать, профильной деятельности.

И нужно признать, у Маска эта схема пока работает. Капитализация (рыночная стоимость) производящей около 100 тыс. машин в год, имеющей громадные убытки (около $10 тыс. на каждую проданную машину, $1,96 млрд. за прошлый год) Tesla Motors составляет $55 млрд., а у прибыльной, продающей около 10 млн. автомобилей с выручкой $152 млрд. и прибылью $9 млрд. General Motors — $59 млрд.

Последние годы Илон Маск прямо-таки искрит фантастическими во всех смыслах этого слова проектами, каждый из которых объявляется его адептами непревзойденным проявлением масковского гения.

Читайте также

Так, в июне 2016 г. он с огромной помпой презентовал проект вакуумного поезда (т. н. Hyperloop), который будет перемещаться по трубе, откуда откачан воздух, благодаря чему будет достигнута скорость 1100 км/час (выше скорости звука!). В подтверждение серьезности намерений было обнародовано видео, на котором странного вида тележка проехала несколько сотен метров по рельсам со скоростью аж 160 км/час.

Но, как обещал Илон Маск, уже в 2019 г. по вакуумным трубам понесутся грузовые поезда, в 2021-м — пассажирские. В течение 10 лет между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом должна была пролечь железная дорога за совершенно смешные 6 млрд. долл.

Естественно, хотя на дворе уже 2018-й, в плане реализации проекта и конь не валялся, но поклонников масковского гения это ничуть не смущает, и, более того, рождает в их среде последователей и подражателей. Таковые нашлись в нашем Министерстве инфраструктуры, где решили, используя технологии Илона Маска (разумеется, пиар-технологии, а не инженерные), получить если не экономические, то политические дивиденды.

21 февраля в Твиттере Мининфраструктуры появилось сообщение: «Только три слова: „Hyperloop в Украине“. А подробнее завтра, в 14.15, расскажет министр инфраструктуры Владимир Омелян». По словам министра, в Украине появится новая компания HypeUA. Точнее, так будет называться проект по разработке Hyperloop в нашей стране.

Разработку транспортной системы поделили на три стадии. На первой Национальная академия наук Украины должна привлечь к работе необходимых экспертов. За это время проект должны утвердить как приоритетный и провести все необходимые расчеты и оценки. На второй стадии будет создаваться тестовая площадка в Днепре (имеется в виду не река, а город Днепропетровск, — «СП»), где на базе аэрокосмического кластера возведут первый образец транспортной системы и проведут все необходимые испытания. На третьей стадии после всех необходимых тестов украинский Hyperloop запустят в производство.

Партнерами проекта Мининфраструктуры являются Национальная академия наук Украины, ГК «Укроборонпром», Octagonal Corporation, ГП «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод им. А. Н. Макарова» (Южмаш), ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования», ООО «Интерпайп Украина», Unit. City, Агентство развития Днепра, «Украинский институт будущего» и Платформа развития инноваций.

«Я очень рад, что Украина будет среди топ-5 стран, которые сейчас разрабатывают этот проект, и фактически является единственным государством, где политика создания нового вида транспорта поддерживается правительством и государством официально», — заявил министр. По словам директора «Южмаша», участники рабочей группы провели беседу и с самим Илоном Маском. Однако создатель Hyperloop так и не приехал в Украину, несмотря на обещание. «Мы писали письма Маску. Он обещал к нам приехать. К сожалению, Маск опаздывает, мы начинаем без него», — отметил Омелян.

Честно говоря, я так и не понял, отчего Маск должен был приехать, ведь, по сути, речь идет о конкурирующем с ним проекте — а вдруг украинцы опередят Маска и их технологии начнут победное шествие по свету? Но, если отбросить ерничество, нужно признать, что пиар-обеспечение проекта, хотя и имело очевидное сходство с тем, как презентует свои прожекты Маск, было проведено достаточно грамотно.

Это касается и привязки самого американского инноватора, да и того, что реализовывать предполагается уже раскрученную им идею, дескать, Украина на переднем крае технического прогресса. Если бы было предложено нечто оригинальное, но не «озаренное» гением Маска — скажем, проект поезда на магнитной подвеске (идея, которая не только обсуждается уже несколько десятилетий, но и доведена до опытных экземпляров, а в Шанхае даже есть первый рабочий участок такой дороги длиной 30 км от аэропорта до первой к аэропорту станции метро), без всякого сомнения, оно бы привлекло на порядок меньше внимания. Удачным следует признать и ход с интригующим сообщением в Твиттере министерства, которое сразу привлекло внимание СМИ (думаю, и то внимание было должным образом организовано).

Только один, но кардинальный просчет допустили авторы идеи — забыли, что украинцы в массе своей уже далеко не столь наивны, как члены шахсекции васюкинского клуба «Картонажник». И если в инженерные и коммерческие таланты Илона Маска еще многие верят, то гений «родных» чиновников и понимание состояния отечественной экономики рождает вполне естественный скепсис. Во всяком случае, мне благожелательных комментариев к этой новости не попалось.

Читайте также

В общем, повторилась ситуация, которую я описывал неделю назад — фурор произвести удалось, но знак этого фурора оказался прямо противоположным тому, на который, надо понимать, рассчитывали, из-за явной недооценки умственных способностей и восприятия целевой аудиторией.

Однако нужно отметить один момент — официальная пропаганда устами руководителей самого высокого уровня рассказывает о грядущих грандиозных успехах, «прорывах», которые уже «на мази», и реализации которых осталось ждать совсем немного. Но в данном случае честь рапортовать о грядущем прорыве была предоставлена «всего лишь» министру инфраструктуры.

Не думаю, что весь этот украинский гиперлуп — его собственная инициатива. Скорее идея родилась выше, но озвучивать на более высоком уровне ее не решились, спустили вниз, говоря бюрократическим языком. Только вот смеялись граждане не только над конкретным министром, но и над всей нынешней властью в целом.

Александр Прохоров.


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Олег Смолин

Депутат ГД РФ

Дмитрий Дробницкий

Американист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня