Украинские националисты не считают возвеличивание карателей СС пропагандой нацизма
Украинская люстрация похожа на национальную привычку красить деревья известью — никто даже не понимает, как и чем это бессмысленное действие может помочь, пишет украинский еженедельник «2000».
Системная, узаконенная люстрация как процесс очищения власти сегодня достаточно распространенная и отработанная государственная и управленческая технология. Грандиозный опыт, накопленный в конце XX века, стал использоваться и в других регионах — например, американцы сумели эффективно «зачистить» власть в Ираке от соратников Саддама.
Не везде люстрация приводила к расцвету общества и модернизации власти. Например, в том же Ираке она вызвала серьезный раскол по религиозному признаку — отстраненные от власти сунниты сформировали очаг длительной напряженности, что повлекло раскол страны.
Казалось бы, наблюдение за практикой других государств могло дать Украине бесценный методологический материал — как «очистить» власть максимально эффективным и безболезненным образом.
Но, по сути, украинская люстрация превратилась в кратковременный пропагандистский трюк, не несущий никакой практической пользы. И причин тому несколько. Прежде всего, достаточно странно была выбрана группа управленцев, которую решили подвергнуть дискриминации.
Украинские националисты не считают возвеличивание карателей СС пропагандой нацизма
Если в постсоветских странах преследовали функционеров по идеологическому и партийному признаку, то закон «Об очищении власти», принятый в 2014 г., в первую очередь был направлен против команды госменеджеров, сформировавшихся при правлении Януковича. Тем, кто занимал руководящую должность с 25 февраля 2010 г. по 22 февраля 2014 г. в течение как минимум года, запрещалось занимать некоторые госдолжности сроком на 10 лет.
Это достаточно странный выбор жертвы, ибо правление Януковича не было идеологическим. Государственные менеджеры, скажем, времен Кучмы воровали и разлагались ничуть не меньше, именно тогда превратив клептократию в национальную религию украинской бюрократии. Правление других президентов тоже не слишком отличалось, тем более что штат топ менеджеров не очень-то и менялся. Люди только скользили из одного кресла в другое, испытывая падения и подъемы, но редко навсегда выпадая из системы.
С точки зрения масс, разумно было бы ввести запрет для всех высших управленцев, ранее работавших в госаппарате, — поскольку сама машина давно показывала признаки катастрофического разложения, и «чистеньких» в ней, по мнению обывателей, не оставалось в принципе.
Но это ставило ребром вопрос как гипотетической нехватки кадров в случае слишком масштабных зачисток, так и безопасности чинуш из команды самого Порошенко — многие в ней во власти «с детства». Собственно говоря, сам закон «Об очищении власти» был написан с такими оговорками, чтобы не задеть фигуру нынешнего украинского гаранта, ведь при прежней, преступной, власти он тоже был членом «клики».
Чтобы узость мер не выглядела настолько жалко, под люстрацию попали также руководители КПСС и комсомола — через 23 года после развала СССР!
Впрочем, единственную надежду на реальное очищение власти давал пункт закона, требовавший люстрации для госслужащих, которые не могли объяснить шикарную жизнь и дорогое имущество при скромных зарплатах.
Как уверял тогдашний премьер Арсений Яценюк, это должно было поставить под удар около миллиона чиновников. Что, конечно, свидетельствует о некомпетентности данного деятеля: в стране тогда насчитывалось 700 тыс. чиновников, из которых 300 тыс. — госслужащие.
Грандиозный шум вокруг процесса люстрации, который должен был создать в обществе иллюзию реформ, завершился, как считают многие, провалом. Прежде всего имиджевым: сегодня, судя по соцопросам, общество убеждено, что степень разложения чиновничьего аппарата только усугубилась. А бесконечные коррупционные скандалы убеждают в этом и весь мир.
С формальной точки зрения процесс люстрации тоже показал жалкие результаты, далекие от ожидаемых. Как можно убедиться, взглянув на сайт Минюста, в Едином госреестре лиц, к которым применены положения Закона Украины «Об очищении власти», зарегистрирован совсем не «миллион Яценюка», а всего лишь 931 человек.
Официальный подробный разбор данных попавших под люстрацию не обновлялся с 2016 г., но с тех пор мало что изменилось — тогда в реестре было 934 человека.
«Пшиковость» некоторых положений закона можно было легко предсказать: например, бывших руководителей КПСС удалось «вычистить» из власти аж 4 человека, а сотрудников КГБ — 43. Подавляющее большинство попало под гребенку по автоматическому признаку — высокой должности во времена Януковича. От имущественной люстрации, на которую возлагало столько надежд общество, пострадало всего 110 чиновников.
Уже к 2016 г. почти 7% люстрированных «делюстрировались» — большинство через суд, а некоторые — благодаря именным указам президента.
Минюст выявил три основные схемы избежать люстрации. Первая предполагает восстановление в должности через суд. Причем иски подаются разные — как о защите чести и достоинства, так и о неприменении норм закона к конкретному деятелю. Еще один забавный способ — изменение через суд формальных сроков пребывания в должности, чтобы не попасть под формальные признаки люстрации. Есть и способ «покупки» решения в судах первой инстанции, а затем блокировка прохождения дела выше путем подачи аппеляции в Конституционный Суд — там дело намертво тормозится.
Вторая схема предполагает наличие высокого покровителя — президента, генпрокурора и так далее. Такие лица могут просто игнорировать требования закона, не увольняя люстрируемых или назначая их на новые высокие должности.
Почему власти Украины боятся провести всенародную перепись населения
Но одна из самых распространенных схем — это банальный саботаж со стороны госорганов. Например, должности как бы выводятся из-под действия норм закона тем, что ряд структурных подразделений ведомства объявляются несамостоятельными единицами. Так это массово произошло, например, с подразделениями МВД, СБУ, Службы внешней разведки.
Несмотря на мизерное количество попавших под критерии люстрации, далеко не все из них действительно лишились должностей. Например, фискалы просто проигнорировали требования закона, согласно которым должностей должны были лишиться 75 топ руководителей — не для того люди кресла покупали.
Именно налоговики, кстати, просто саботировали и имущественную люстрацию, превратив ее в посмешище. Ведь Государственная фискальная (налоговая) служба должна была, согласно действующему законодательству, проверять декларации чиновников. Очень часто фискалы просто писали: «невозможно установить достоверность сведений в декларации» — и вуаля, любой скромный чиновник с дворцом, яхтой и зарплатой в 5 тыс. грн был абсолютно вне подозрений. Равно как и авторы скандального закона…
Сергей Нежданов.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.