Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Сам себя не похвалишь…

Для чего пиарщики Порошенко завалили СМИ репортажами об очередном «открытии»

2216

15 мая президент Петр Порошенко принял участие в открытии нового фельдшерско-акушерского пункта со служебным жильем в селе Боденьки Вышгородского района Киевской области. И «так совпало», что в этот же день Владимир Путин открыл движение по Крымскому мосту, действительно грандиозного сооружения, к тому построенного в фантастически короткие сроки.

Понятно, что лояльные Киеву СМИ не проводили прямых аналогий, но в глазах большинства «пользователей» всех видов СМИ, мероприятие с участием украинского президента выглядело, как «алаверды» российскому визами, дескать, и Украина развивается, сооружаются и вводятся в строй общественно-значимые объекты.

Но, согласимся, ответ оказался чрезвычайно неудачным, не побоюсь, сказать, хуже, чем вообще никакой, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров. Слишком уж бросалось в глаза разность масштабов. Да и президентский ли это уровень — лично открывать фельдшерско-акушерский пункт в некоем селе. Не свидетельствует ли это как раз о том, что даже такие скромные достижения носят исключительный, единичный характер. «Порошенко открыл дверь» — такой мем появился в соцсетях, намекающий на свойственные в последнее время не только президенту, но и другим чиновникам «моду» с большой помпой открывать «объекты», которые вообще-то должны строиться в массовом рабочем порядке, типа школьных туалетов и автобусных остановок.

Исходя из содержания президентской речи, открытие акушерского пункта в селе Боденьки — действительно знаковое событие, поскольку ознаменует начало реформирования сельской медицины, причем по идеям самого президента и при прямой поддержке западных партнеров. Суть в том, что поскольку врача «очень трудно калачом заманить в село», лечебный пункт с жильем для фельдшера и современным оборудованием должен обеспечить своевременную диагностику и теле-консультацию у врача, лечение, а при необходимости — транспортировку в стационар.

Читайте также

В общем, не вдаваясь в подробный анализ самого проекта и его перспектив, можно признать, что речь Петра Порошенко была относительно удачной, все нужные акценты — личная инициатива и участие президента, изыскание ресурсов (из средств, изъятых у прежней, «преступной» власти), правильный подход, поддержка партнеров — были поставлены правильно. Хотя все это звучало бы еще убедительней, если бы были озвучены цифры: сколько фельдшерско-акушерских пунктов строится, и когда ожидать их введения встрой.

Только в «тени» Крымского моста эффект оказался смазанным, чтобы не сказать больше. С открытием ФАПа в селе Боденьки пиарщики просто подставили Порошенко, не в плане информационного повода, а выбранного для него момента.

В целом же нужно отметить резко возросшую медийную активность президента — он постоянно совершает поездки по стране, выступает с речами, за неделю дважды принял участие в богослужениях в провинциальных храмах (Греко-католической Церкви и УПЦ Киевского Патриархата). Задействована и его супруга. Судя по всему, связано это с крайне неблагоприятной для Петра Порошенко электоральной ситуацией, которую показали последние опросы. И главный лейтмотив всех выступлений президента — подчеркивание личных заслуг.

Прямо скажу, из «первых уст» это звучит достаточно неоднозначно, это должны делать другие, причем достаточно ненавязчиво. Но, похоже, у президента не осталось дружественных СМИ, за исключением потерявшего рейтинговые позиции 5-го Канала, чтобы следовать «темникам» с Банковой, а не ограничивать свою лояльность отсутствием слишком резкой критики в адрес власти. От «порохоботов» же, скорее, больше вреда, чем пользы. В общем, «сам себя не похвалишь, никто не похвалит».

Но и тут необходимо хоть какое-то чувство меры! Собственноручно открывать вместе с туннелем еще и мемориальную доску с указанием, что объект открыт с его собственным участием?! Даже не знаю… Открывать «памятные объекты» самому себе, это, извините, уровень африканского императора-людоеда Бокассы. А Украина с точки зрения менталитета населения, скажем помягче, не экваториальная Африка.

Сопряженный с этим другой аспект провластной пропаганды — попытка поднять общий тонус общественных настроений, так сказать, вдохнуть оптимизма. Отчетом о достижениях стала речь президента в Хмельницком, закончившаяся призывом: «Кто не видит изменений, снимите черные очки, я не прошу надевать розовые». Приурочена она была ко Дню Европы, и снова президент не преминул напомнить о своих личных заслугах: «Раньше празднование Дня Европы было пустой формальностью. Никаких шагов не предпринимало государство для того, чтобы в конце — концов разрушить связи Украины с Советским Союзом и с Российской империей и решительным шагом вернуться к семье европейских народов. И лишь за последние четыре года, в первые дни моего президентства мы подписали Соглашение про ассоциацию»

Читайте также

«Европейской» теме, судя по всему, отводится значительная роль в деле подъема «национального настроения». В День Европы в Мининформполитики состоялась презентация коммуникационной компании, на которой были показаны три практически одинаковых сюжетных ролика, длительностью менее минуты каждый: молодой иностранец из США, Бразилии и Японии звонит из Киева, Днепропетровска и Львова своему другу или родственнику в далёкую страну и рассказывает о том, как хорошо и классно проводить время на Украине.

Родственник при этом задаёт вопрос: «Украина — это Европа?», на что получает ответ — «а как же!». В качестве доказательства приводятся: уютная кофейня, архитектурные формы и прочий малый туристический набор. Звонящий в Нью-Йорк называет Днепр (реку) местным Гудзоном, а на фразу «местами напоминает Нью-Йорк» отвечает: «Местные (жители Днепра (города) — А.П.) так и говорят — мы строим новый Нью-Йорк, европейский Нью-Йорк» И тогда далёкий родственник или друг с чувством глубокого удовлетворения вздыхает: «да, это Европа».

Честно говоря, весь этот креатив у меня вызвал прямые ассоциации со знаменитым «Русским Проектом» первого российского канала (ОРТ) в 1996 году. Тогда ведь также стояла задача добавить позитива обществу. Правда, героями социальной рекламы были не тинэйджеры-иностранцы, а россияне: космонавты, солдаты, хлеборобы, тетки-шпалоукладчицы.

Нынешний же продукт «Минстеця» сделан явно по лекалам передачи еще советского телевидения «Советский Союз глазами зарубежных гостей», вызывавшей у обычных граждан настоящую оскомину. Так что сомневаюсь, что данный продукт сработает так же, как в свое время сработал «Русский проект».


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня