Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения / Кино и театр
29 августа 2018 19:09

«Кровь» и правда

Режиссер Артем Темников: из Канн сообщили, что не могут взять на конкурс фильм, где хорошо изображена российская армия

1267

Артем Темников, сценарист и режиссер телепрограмм и документальных фильмов, член Союза писателей России, снимал свои фильмы более чем в 90 странах, в том числе и в горячих точках. А еще делал сюжеты для программ «Вокруг света», «Русский экстрим», «В поисках приключений», «Далеко и еще дальше» и др. Дебютный игровой фильм режиссера «No comment» был впервые показан на «Кинотавре» в 2015 году и стал участником и призером многих российских и международных кинофестивалей.

Фильм «Кровь», участник фестиваля «Окно в Европу"-2018 — вторая работа режиссера. В Москве премьера фильма состоялась 26 августа в рамках фестиваля «Будем жить».

— Как вы пришли в кино?

— В детстве окончил художественную школу, так что имел навыки рисунка, композиции. Всегда увлекался историей, хотел быть археологом, поступал в МГУ, где учились отец и мать, но не поступил. Родители разошлись, и в детстве я воспитывался у дедушки с бабушкой в Ефремове, на юге Тульской области. Мне не хватило баллов для поступления в МГУ, я поступил в педагогический. Потом ушел в армию, попал в морскую пехоту, служил на Балтийском флоте в Калининграде. После детства, проведенного в Ефремове с двумя бабушками, в доме с резными изразцами у реки Красивая меча, по соседству с домом Ивана Бунина, в армии сначала было тяжело: десятикилометровые марш-броски с неподъемными рюкзакоми, борьба за выживание и т. д. Но захотелось все это снимать, показать жизнь во всем ее разнообразии, где есть и детство, полное открытий и первой любви, и военные будни, где происходит возмужание молодого человека.

После армии поступил во ВГИК на режиссерский, проучился несколько месяцев, влюбился во француженку и уехал к ней во Францию. Когда через год вернулся, меня уже отчислили. Тогда я поступил на курс к Станиславу Ростоцкому в Институт переподготовки кинематографистов при Госкино. Так я и стал режиссером.

— А чем закончилась история с француженкой?

— Мы некоторое время прожили вместе, а потом расстались. Мама моей невесты сказала ей, что я хороший парень, но замуж ей надо выходить не за студента. За ней ухаживал в Москве атташе по культуре, она послушалась маму, и мы расстались. Поскольку я был крепкий парень, служил в морской пехоте, ее мама предложила «сдать» меня на службу в Иностранный Легион, где я мог бы иметь хорошую зарплату и получить потом французское гражданство. Она устроила мне встречу со своим знакомым, одним из высоких чинов этого Легиона. Но уже в беседе он показался мне настолько ограниченным, что служить там мне не захотелось. Кроме того, я же давал присягу в Советской Армии.

— И в итоге…

— В итоге, я вернулся в Россию, хотя заработки во Франции были в 90-е годы несравнимо больше. Но я решил для себя, что надо снимать кино, а не работать разнорабочим бог знает где. Кстати, пока я жил в Париже, я посетил кладбище Сен-Женевьев де Буа, где похоронен Бунин, и привез туда горсть земли из Ефремова, с могилы его матери.

Читайте также

— А что было в России?

Я закончил курс у Ростоцкого, в то время, когда почти ничего не снималось. В 1994−98 годах выходило не больше 10 картин в год. Мы, вчерашние студенты, искали работу, как могли, снимали рекламу, клипы. Я писал стихи, читал в литературных кабаре, где подружился с Вадимом Степанцовым и другими членами Ордена куртуазных маньеристов — это литературное объединение оказалось самым долгоживущим в истории русской литературы. В итоге, нас даже приняли в Союз писателей России.

Потом я начал делать программу «Русский экстрим» для Первого канала. Там я познакомился с журналистом Михаилом Кожуховым, который предложил нашему продюсеру делать программу, где он будет пробовать разные профессии в разных странах — забираться в те места, куда нормальные люди не полезут: в красильню кож в Марокко, где воняет тухлятиной так, что перехватывает горло, есть жареных тараканов, или в Ганге стирать простыни из лепрозория.

— Почему после документального вы обратились к художественному кино?

— Когда путешествуешь и снимаешь, настолько увлекаешься, что забываешь обо всем. Трэвел-журналистика захватывает и это превращается в зависимость. Но постепенно я перерос это, и наброски документальных фильмов вырастали в проекты художественных. Я написал несколько сценариев, один из них — «Танец воина» — понравился французам, они сказали, что это очень русская история.

— Что это за история?

— Это притча — история о мастере и его ученике, о том, как молодой человек проходит инициацию и мужает. Кстати, и фильм «Кровь», с которым я приехал в Выборг — тоже история возмужания. Я люблю мифы и притчи, потому что их язык возник еще в додраматургические времена, даже во времена дорелигиозные, когда не было сложившихся культов, а были только мифы и легенды, и в них душа народа заложила какие-то исконные вещи, которые, видимо, идут от самых инстинктов человеческих, от земли и от крови. И этот фильм был основан на мифе.

— Какова судьба фильма?

— Фильм «Танец воина» так и не был снят из-за отсутствия денег. Но я продолжал рассылать свои сценарии, и одним из них — «No Comment» — заинтересовался в 2013 году Евгений Миронов, который только что создал студию «Третий Рим». Мы получили господдержку, и «No Comment» стал моим первым полнометражным художественным фильмом и первым фильмом новой студии.

— О чем этот фильм?

— О немецком юноше, который, попав у себя на родине под влияние ваххабитов, едет воевать в Чечню. Я делал документальный фильм для ТВ об одной спецоперации в Чечне. Мне притащили кучу видеокассет, и на одной из видеозаписей я увидел юношу со светлыми глазами и рыжими волосами, явно европейца. Сначала он живой, ходит, ест, сидит у костра, потом лежит убитый, камера приближается к его лицу и видно удивление в его открытых глазах: почему я здесь? как это случилось? Этот взгляд долго не отпускал меня. Стал узнавать: оказалось, что это был немец, Карл Томас Фишер из города Ульма, из обеспеченной благополучной семьи. Как его занесло в эти горы? В реальности сосед-араб привлек его в исламскую общину. Сверстники юношу обижали, а в салафитской общине к нему отнеслись доброжелательно. Девушка Томаса ушла от него, после того как он стал заставлять ее одеваться скромно и носить платок. Тогда эти сектанты предложили ему другую, «правильную» девушку-мусульманку, и так завербовали его на войну в Чечню. Эту историю я взял за основу для сценария, и добавил еще русскую линию — судьбу нашего военного, антипода Томаса — и их пути, в итоге, пересекутся.

— Трудно было снимать первый игровой фильм?

— Да, было ощущение большой ответственности, поскольку каждая из сцен должна соответствовать общей задаче фильма и не выбиваться из общей канвы, соблюдать баланс между реализмом и нелинейной драматургией, актеров правильно настраивать, все это и держало в напряжении во время съемок в экспедициях с актерами говорящими на разных языках.

— Какой прием встретил «No comment» у зрителей?

— Сначала мы пробовали посылать его на европейские фестивали. Но это был период, когда начались санкции. Отборщики Каннского фестиваля нам так и ответили прямым текстом: мы не можем взять в конкурс фильм, где так хорошо изображена российская армия. Немцы предлагали сократить русскую линию, но мы не согласились. В результате фильм был показан в 2015 г. в Берлине вне конкурса, два раза был полный зал, люди выходили со слезами. А потом была премьера на Кинотавре, потом участие в МКФ в Шанхае, и несколько наград на разных фестивалях, в том числе приз за лучший фильм в российской программе МКФ «Восток-Запад», Гран-при на фестивале российского кино в Онфлере, приз им. А. Приставкина на фестивале «Сталкер» и Гран-при кинофестиваля «Полный артхаус».

— Теперь несколько слов о фильме «Кровь» с которым вы участвуете в конкурсе фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Она снята по книге?

— Да, повесть «Июльское утро» была написана Валерием Былинским еще в 90-е годы, а опубликована сравнительно недавно — и в 2015 г. получила премию «Ясная Поляна» — главную литературную премию страны, которая вручается в Большом театре.

— Чем вас привлек этот сюжет?

— Эта коллизия двух братьев похожа на мои отношения с младшим братом, вплоть до некоторых деталей. Тоже была Восточная Украина, куда мы приезжали к дедушке и бабушке отца, и был дом у воды, и влюбленность в двоюродную сестру. У брата в студенческие годы были проблемы с наркотиками, пришлось бороться за него. А потом он стал успешным бизнесменом, а я, наоборот, оставался бедным художником, писал и продавал картины на улице, как герой «Крови». И поскольку в повести было много близких мне вещей, я понял, что фильм станет моим личным.

— История двух братьев восходит к истории Каина и Авеля?

— Да, этот сюжет есть во всех авраамических религиях — и в Библии, и в Коране, и в Торе. Но предметом раздора двух братьев была не только жертва Богу, но и женщина, их сестра — поскольку других женщин тогда не было, все были дети Адама и Евы, и, стало быть, братья и сестры. Две из трех авраамических религий говорят, что причиной раздора братьев была женщина. А фамилия главного героя — Ромеев, т.е. римский, подчеркивает древность их рода.

— Но история братьев в фильме не похожа на историю Каина и Авеля?

— В фильме младший брат вечно пытается догнать старшего, а старший держит младшего на дистанции, подтрунивает над ним, чтобы тот отрастил когти и зубы, необходимые для того, чтобы пробиться в большом городе. Однако в трудный момент брат приходит к нему на помощь. В фильме две темы, как мне кажется — родство и сила. Один критик так определил идею фильма: «Жертва сильного — урок для слабого».

Читайте также

— Как выбирались актеры на главные роли?

— Старшего брата сыграл Александр Новин, который уже снимался у меня в «No comment», а также в известном фильме «Время первых». Младшего — Юрий Николаенко, актер и автор собственных песен, одна из которых звучит в фильме. Николаенко — человек творческий, с нервом, с тем надломом, который был нужен — в его возрасте это редко встретишь у актеров, и этот нерв чувствуется в его песнях.

— А отец и мать?

— В этой возрастной категории найти нужных актеров легче. Но мне нужен был отец, который похож на шахтера, сильного человека, эдакого Адама, отрабатывающего свою вину под землей, поэтому я выбрал Евгения Сидихина — и мама, которая дает много материнского тепла, тревоги за ребенка, — Агриппина Стеклова очень хорошо подошла на эту роль.

— Какую роль играет в фильме вода?

— В детстве, когда братья первый раз сталкиваются со смертью, после похорон дяди старший брат говорит младшему: лучше уж в воду, чем в грязь. Эти слова становятся пророческими. Отталкиваясь от романа-воспоминания, я хотел сделать кино, в духе скандинавского, где тревога переходит в спокойствие и наоборот, никто не делает жизнеподобных гримас, где герои пытаются найти себя, подобно героям Камю и Сартра. Сначала я даже хотел назвать фильм «Шепоты воды и крови».

— А Евгений Миронов читал саму повесть? Или он доверился вашему выбору?

— Читал сценарий, но почему-то думал, что фильм будет более жанровый, т.е. там будет больше стрельбы, разборок, а фильм оказался более личный, авторский.

— У вас хорошо получается создать напряжение в финале. Нет желания снимать триллеры?

— Пока есть только наброски новых сценариев… Но вообще, триллер благодарный жанр. Его любят и зрители, и критики. Он дает почву для эмоций, страха, разгадывания сюжета, и психологический триллер близок к авторскому кино.

— В фильме «Кровь», там, где действие происходит в родительском доме у моря, очень красивые пейзажи. Где снимали?

— В Крыму, к северу от Керчи. Это киммерийские степи, древняя земля, где сохранились греческие руины и скифские курганы, и вот на один из этих курганов я и посадил героя в финальной сцене.

— Последний кадр в фильме символичен?

— Да, он навеян двумя картинами — «Христос в пустыне» Крамского и «Демон» Врубеля. Герой фильма в раздумьях, как строить дальше свою жизнь, после всего, что случилось по его вине…

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня