Документ даже бюджетом выживания не назовешь (разве только в смысле выживания населения из Украины) — выжить на 1853 гривен (66 долл.) в месяц, обозначенных в качестве прожиточного минимума, невозможно даже при условии самого аскетичного образа жизни. Около 40% госбюджета уйдет на обслуживание долгов. Унизительные расходы на социальную сферу. Мизерные суммы на финансирование значимых госпрограмм, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Cергей Лозунько.
При этом в госбюджете самой нищей страны Европы найден миллиард на специальный Фонд президента Украины. Да плюс еще 708 млн. на т. н. «Украинский культурный фонд», в простонародье называемый Фондом Марины Порошенко, поскольку курирует его именно президентская супруга.
Для сравнения: на обеспечение деятельности Национального фонда исследований и Государственного фонда фундаментальных исследований (поддержка научных исследований и научно-технических /экспериментальных разработок) выделено 262 млн. грн. — в 3 раза меньше, чем Фонду Марины Порошенко, и в 4 раза меньше, чем Фонду президента. А вот на Фонд развития инноваций выделено 50 млн. грн. — в 20 раз меньше, чем на президентский фонд.
Финансирование спецфонда президента — это новация бюджета-2019. Такой «уникальной» статьи расходов в украинских бюджетах еще не было — ни при Кучме, ни при Ющенко, ни при Януковиче.
Хорош меценат и филантроп — за бюджетные-то деньги. Миллиардер Порошенко, имеющий все возможности оказать финансовую помощь и ученым, и спортсменам, и пострадавшим от роста цен на газ за свои собственные деньги, решил, что будет меценатствовать и филантропствовать за счет налогоплательщиков.
В госбюджете указано, что деньги из специального Фонда президента Украины будут расходоваться для решения вопросов «о расходах на поддержку образовательных и научных программ, на подключение интернета в сельских школах, приобретение школьных автобусов, строительство спортивных сооружений… введение механизма частичной компенсации населению расходов, связанных с повышением тарифов на газ, путем предоставления налоговых льгот».
Фонд основан только 6 ноября 2018 г. — как раз накануне принятия бюджета и старта президентской избирательной кампании. Четыре с половиной года Порошенко провел в кресле главы государства, и за полгода до конца каденции вдруг осенило: надо бы позаботиться об образовании, спорте, сельском интернете. И не только. Как мы видим, фонд президента будет заниматься даже коммунальными субсидиями! Надо полагать, будут именные президентские субсидии. А счастливчики будут именоваться «субсидиантами государственного значения» (по аналогии с «пенсионерами союзного значения» времен СССР)?
Кроме того, совершенно непонятно, по каким критериям и на каком основании фонд Порошенко будет предоставлять компенсации населению в связи с повышением цен на газ. Ведь на данный момент есть законные основания для получения субсидий. Не станем углубляться в тему, насколько совершенен закон и всех ли нуждающихся он способен обеспечить поддержкой. Важно иное: если человек подпадает под критерии — ему без всякого фонда президента и так обязаны предоставить субсидию из госбюджета. Но Порошенко, видимо, будет по каким-то своим собственным (вне действующего законодательства) критериям определять, кому предоставить помощь (из все того же госбюджета), а кому нет.
На встрече со студентами в Киеве Петр Порошенко рассказал, какое эпохальное значение имеет для Украины создание «его» спецфонда. Он заявил: «Создан чрезвычайно важный фонд для поддержки образовательных и научных инициатив, которые будут иметь дополнительное государственное финансирование. Что это такое? Там, где есть соглашения с иностранными университетами, — поможем со стипендиями тем студентам, которые являются отличниками и уезжают, чтобы учиться за границей, но обязательно вернутся на Украину».
Также, по словам Порошенко, предусмотрят средства для молодых ученых, которые «лишены всякой бюджетной поддержки». «Будут через абсолютно прозрачную модель выделены гранты», — сказал президент. Он добавил, что в ближайшее время объявят конкурс на руководителя фонда, «чтобы во главе появился авторитетный, прозрачный человек, который пользуется доверием всего общества».
То есть, за счет украинского госбюджета будут финансироваться иностранные учебные заведения. По сути Порошенко расписался в том, что образовательная реформа на Украине провалена. В стране, которая еще не так давно в своих вузах сама готовила сотни тысяч специалистов для всего мира, нет университетов, способных дать высококачественное образование тем самым «студентам, которые являются отличниками». И добавим: таких вузов на Украине и не будет — раз украинские деньги станут уходить на развитие вузов Европы и США.
Итак, Порошенко пообещал поддерживать ученых, которые лишены всякой бюджетной поддержки. Но возникает вопрос: а почему они лишены этой поддержки? Почему в стране создана такая система, при которой ученые не могут самореализоваться?..
Совершенно очевидно, что президент вновь вмешивается в сферы, к которым он — согласно Конституции — не имеет никакого отношения. Все те цели и задачи, которые задекларированы его спецфондом, призван решать Кабинет Министров. Есть Министерство образования и науки, которое должно заниматься поддержкой образовательных программ и помощью ученым. Есть Министерство молодежи и спорта, в ведении которого — строительство спортивных сооружений. Есть Министерство социальной политики, призванное обеспечивать социальную защиту граждан, в том числе решать проблему неподъемных коммунальных тарифов. При чем тут президент?
Если же он все-таки причем (так выглядит, судя по голосованию в ВР за госбюджет-2019) — то зачем нам вышеперечисленные министерства? Зачем тратить средства на их содержание? Пусть Порошенко со своим фондом решает вопросы образования, науки, спорта, распределяет коммунальные субсидии.
Порошенко любит рассуждать на тему продвижения Украины в Европу. К слову, на вышеуказанной встрече со студентами, где он расписывал «чрезвычайную важность» создания его спецфонда, им было заявлено, что привести Украину в ЕС «можно, только когда мы реформируем страну, защитим от популизма, от лжи». Вот этот специальный фонд президента — это и есть проевропейские реформы? Это и есть борьба с популизмом?
В какой еще цивилизованной стране есть специальные фонды, через которые главы государств в ручном режиме, на свое собственное усмотрение распоряжаются деньгами налогоплательщиков? Долго бы усидели в своих креслах президент Франции Макрон или канцлер Германии Меркель — попытайся они создать нечто подобное?
В законе Украины «О противодействии коррупции» сказано, что облеченное государственной властью лицо может получить с использованием предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей неправомерную выгоду не только в виде денежных и материальных благ. «Неправомерная выгода — денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, которые обещают, предлагают, предоставляют или получают без законных на то оснований» (п. 7. ст. 1). Полагаю, использование своих служебных полномочий или связанных с ними возможностей в интересах собственной избирательной кампании — это самая настоящая коррупция.
В этом контексте обратимся к американскому опыту. Петр Алексеевич же не раз провозглашал Америку другом и учителем, много «дякував» за бесценный опыт, который Украина перенимает у США.
В июне с. г. генеральный прокурор штата Нью-Йорк Барбара Андервуд подала иск в суд на фонд президента США Дональда Трампа. Она обвинила некоммерческую организацию в том, что та действовала в личных и деловых интересах нынешнего главы администрации США. На официальном сайте прокурора штата Нью-Йорк говорилось: «Прокурор Барбара Андервуд сегодня объявила об иске против Фонда Дональда Трампа и его директоров Дональда Трампа, Дональда Трампа-младшего, Иванки Трамп и Эрика Трампа… Она обвиняет фонд в широкой незаконной политической координации с президентской кампанией Трампа».
И это, заметим, деньги в фонде Дональда Трампа (которые, как предполагает генпрокурор штата Нью-Йорк, расходовались в интересах его президентской кампании) были на сто процентов частными — деньгами самого Трампа. Ни одного бюджетного цента! А что было бы с Трампом, если бы (уже став президентом) он только заикнулся о создании благотворительного спецфонда, наполняемого деньгами американских налогоплательщиков? Не сомневаюсь, что процедура импичмента была бы начата незамедлительно.
Понятно, что в «самой демократичной демократии мира» объявить импичмент Порошенко нереально. Однако НАБУ вполне уместно было бы взять на заметку этот специальный фонд президента Украины. И, в частности, отслеживать его деятельность на предмет незаконной политической координации с президентской кампанией Порошенко. Чтобы уже после смены власти разобраться, в чьих интересах был потрачен миллиард бюджетных гривен.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.