Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения / Новости Украины
8 декабря 2018 14:46

Самозванцы в камуфляже

Для чего украинский министр Омелян затеял фантастический многомиллиардный проект в нищей «незалежной»

10813

Структура исполнительной власти в разных странах устроена по-разному, но, как правило, число членов правительства колеблется в пределах двух — четырех десятков человек. И это достаточно много, чтобы каждый из них был по-настоящему медийной фигурой, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров.

На Украине Кабмин состоит из 24 человек. Но многие ли, даже из так называемого политического класса, не говоря уже о людях, интересующихся политикой постольку-поскольку, в состоянии назвать всех шестерых вице-премьеров? Даже имя первого вице-премьера — Степана Кубива, в общем-то, ничего не говорит обычному гражданину.

Как и практически везде, на слуху у украинцев фамилии министров иностранных дел и обороны, внутренних дел. Достаточно часто упоминаются в СМИ фамилии министров социального и «идеологического» блока — тут вне конкуренции и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. А вот, скажем, отсутствие в течение года «полноценного» министра финансов (в подавляющем большинстве государств это ключевая и одна из самых публичных фигур в правительстве) страна практически и не заметила. И в целом «отраслевые» министры в массе своей к медийным и узнаваемым фигурам не относятся.

Читайте также
ФСБ сгущает краски: За Крымский мост украинские катера разнесли бы в пыль Задачей провокации в Керченском проливе была попытка понять — откроет Россия огонь или нет

Но есть из этого правила исключение: министр инфраструктуры Владимир Омелян, который по степени известности быстрыми темпами приближается к топовым украинским политикам. Свою первую минуту славы он получил 21 февраля, когда в Твиттере Мининфраструктуры появилось сообщение: «Только три слова: „Hyperloop на Украине“. А подробнее завтра, в 14.15, расскажет министр инфраструктуры Владимир Омелян». И он рассказал: на Украине появится новая компания HypeUA. Точнее, так будет называться проект по разработке Hyperloop в нашей стране.

Разработку транспортной системы поделили на три стадии. На первой Национальная академия наук Украины должна привлечь к работе необходимых экспертов. За это время проект должны утвердить как приоритетный и провести необходимые расчеты и оценки. На второй стадии будет создаваться тестовая площадка в Днепре, где на базе аэрокосмического кластера возведут первый образец транспортной системы и проведут все испытания. На третьей стадии после ряда тестов отечественный Hyperloop запустят в производство.

«Я очень рад, что Украина будет среди топ-5 стран, которые сейчас разрабатывают этот проект, и фактически является единственным государством, где политика создания нового вида транспорта поддерживается правительством и государством официально», — заявил министр.

Напомню читателям, что «Гиперлупом» называют проект вакуумного поезда, который должен перемещаться по трубе, откуда откачан воздух, благодаря чему будет достигнута скорость 1100 км/ч.

Энтузиастами научно-технического прогресса эта идея на уровне популярного советского журнала «Техника — молодежи» обсуждается уже несколько десятилетий, а всплеск внимания к ней в последние годы обусловило то, что реализовать его на практике взялся идол «креативного класса» Илон Маск. Якобы участники рабочей группы провели беседу и с ним. Однако создатель Hyperloop так и не приехал на Украину, несмотря на обещание. «Мы писали письма Маску. Он обещал к нам приехать. К сожалению, Маск опаздывает, мы начинаем без него», — отметил Омелян.

Я еще тогда отметил, что «так и не понял, отчего Маск должен был приехать, ведь по сути речь идет о конкурирующем с ним проекте — а вдруг украинцы опередят Маска и их технологии начнут победное шествие по свету?» Однако также указывал, что если отбросить ёрничество, нужно признать, что пиар-обеспечение проекта, хотя и имело очевидное сходство с тем, как презентует свои прожекты Маск, проведено достаточно грамотно. Это касается и привязки самого американского инноватора, да и того, что реализовывать предполагается уже раскрученную им идею — дескать, Украина на переднем крае технического прогресса.

Правда, полученную известность министра инфраструктуры сложно оценить со знаком плюс — украинцы в большинстве уже далеко не столь наивны, как члены шахсекции васюкинского клуба «Картонажник». И если в инженерные и коммерческие таланты Илона Маска еще многие верят, то личность гения их среды «родных» чиновников и состояние отечественной экономики рождают вполне естественный скепсис.

Во всяком случае, мне благожелательных комментариев к этой новости не попалось, а слово «гиперлуп» стало именем нарицательным, обозначающим прожектерство украинских чиновников.

Вновь напомнил о себе Владимир Омелян в начале августа, когда сообщил, что власти рассматривают вопрос прекращения железнодорожного сообщения с Россией к концу года. Неделю спустя после вызвавшего огромный резонанс заявления Омелян на своей странице в Facebook сообщил, что «подписал один исторический документ. В Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена». Как стало известно, речь идет о проекте постановления Кабмина о полном запрете не только железнодорожного, как анонсировалось ранее, но и автобусного регулярного сообщения с Россией.

К счастью (уж не знаю, сколько раз нужно постучать по дереву), «исторический документ» где-то затерялся, у руководства Кабмина хватило ума не давать ему ход. Сергей Бурлаченко предположил, что скандальное заявление Омеляна было выражением этакого «спич-кода» — как в советские времена в любом выступлении обязательным пунктом были здравицы в честь действующего вождя и Коммунистической партии.

Ну а сегодняшнему украинскому чиновнику никак не обойтись без демонстрации ненависти к «стране-агрессору» и презентации себя в качестве сторонника самых жестких и решительных мер по максимальному разрыву абсолютно всех связей с ней. Резонансное заявление прозвучало отнюдь не по инициативе самого министра. В ходе телеэфира его спросили о возможности увеличения количества поездов из Галичины в Россию в связи с большим пассажиропотоком. Естественно, ответ министра не мог не быть выдержан в духе самого решительного «патриотизма». Как видим, одного вынужденного заявления Омеляну показалось мало, и он решил еще раз продемонстрировать свою «непримиримость» — дескать, если уж не получилось прервать пассажирское сообщение с Россией, то не по моей вине.

Ну и, наконец, введение военного положения Владимир Омелян сумел использовать для того, чтобы в очередной раз привлечь к себе внимание СМИ. 27 ноября он появился в военной форме на расширенном совещании с руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в сфере управления Министерства инфраструктуры, сумев превратить банальное ведомственное мероприятие, на которое никто не обратил бы ровно никакого внимания, в резонансное событие с собой любимым в главной роли.

Правда, как и в предыдущих случаях, реакция была практически единодушно негативной, а информационное агентство «Українські Новини» направило запрос в Минобороны с просьбой разъяснить, имеют ли право носить военную форму гражданские члены Кабинета Министров, а также какими документами регламентируются правила ношения военной формы гражданскими лицами, в том числе во время военного положения в стране.

Читайте также
Аэропорт Айвазовского! А картинная галерея Гагарина? Эксперт Института стран СНГ, политолог Иван Скориков о битвах красных, белых и фанатов Летова на взлетных полосах России

«Правила ношения военной формы одежды и образцы знаков различия разрабатываются и утверждаются соответствующими центральными органами исполнительной власти, имеющими в своем подчинении воинские формирования, Службой безопасности Украины, Управлением государственной охраны Украины, Службой внешней разведки Украины, Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины. Ношение военной формы одежды со знаками различия военнослужащих лицами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность согласно закону», — говорится в ответе Минобороны.

Сам же министр прокомментировал ситуацию так: «Я — капитан запаса, на мне форма железнодорожных войск, которую я ношу с 2015 г., в ней объездил всю линию фронта».

Не буду углубляться в юридическую дискуссию о правомочности ношения Омеляном формы, отмечу лишь, что в глазах общественности он выглядел в ней самозванцем, тем паче что и в обряжении в нее трудно увидеть какой-либо практический смысл.

Тем не менее, я бы не стал говорить, что все попытки Владимира Омеляна попиариться дали обратный результат. Ведь главное — что, в отличие от большинства коллег по Кабмину (особенно малоизвестных широкой публике до назначения), он стал узнаваемым. А что еще нужно для старта карьеры в публичной политике, особенно на Украине, о чем молодой министр (39 лет) наверняка серьезно задумывается?

Наверное, лучше было бы, если бы грамотный пиар был сопряжен с реальными успехами во вверенной отрасли, а не сплошными провалами и развалом, который мы наблюдаем на транспорте, особенно железнодорожном. (Вот и запущенный на минувшей неделе с участием первых лиц государства аэроэкспресс сломался в первом же регулярном рейсе, и пассажирам пришлось выпрыгивать в сугробы, чтобы на попутках успеть на свои авиарейсы.) Но, как говорил первый президент Украины, «имеем то, что имеем».


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Владимир Букарский

Исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог

Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня