Безраздельной власти технологических корпораций, которые владеют личными данными сотен миллионов пользователей по всему миру, успешно противостоит государственное регулирование Китая, Германии и Евросоюза в целом. Особенно выделяется противостояние с Facebook, топ-менеджеры которого использовали данные пользователей в коммерческих и политических целях, допустили несколько скандальных утечек личных данных и закрывали глаза на монетизацию лжи. В прошлые времена компании отделывались небольшими штрафами и извинениями в СМИ, но ситуация начала меняться вскоре после скандала с разоблачением сотрудничества корпораций с АНБ. Парламенты разных стран начали вырабатывать собственное законодательство, касающееся «цифрового суверенитета». А юридическому давлению предшествовали ужесточение внутренних кодексов самих компаний.
Уже в 2013 году топ-менеджеры Apple выступили с официальным обращением к сотрудникам, попросив их ознакомиться с основными правилами поведения в компании. Внешние наблюдатели предположили, что напоминание вызвано борьбой с утечками информации, которые в то время участились. Но настоящим прорывом в обуздании цифрового хаоса стал 2018 год. Флагманом регулирования выступила Европа. Отныне жители Евросоюза смогут пользоваться мессенджером WhatsApp только по достижении 16-летнего возраста. Такое правило введено в условия предоставления услуг и политику конфиденциальности приложения. Причиной ограничений стал Общий регламент по защите данных (GDPR — General Data Protection Regulation), который вступает в силу в ЕС в следующем месяце. Регламент предоставляет жителям Евросоюза возможность знать, какие именно сведения хранят о них компании. Персональные данные лиц, которым еще не исполнилось 16 лет, можно собирать, хранить и обрабатывать только с разрешения их родителей или опекунов.
Ограничения коснутся не только хранения данных, но и получения выгоды от дезинформации. Законодателей впечатлил «македонский кейс»: сотни подростков тогда смогли заработать несколько десятков тысяч долларов, создав сайты, где распространяли небылицы о предвыборной кампании Трампа и раскручивая их с помощью платной рекламы в Facebook. Например, сайт ConservativeState.com опубликовал развернутую заметку, будто Хиллари Клинтон в 2013 году хотела видеть Трампа в Белом доме, потому что он «самый честный и его нельзя купить». Материал собрал рекордные полмиллиона репостов в социальных сетях.
Бундестаг Германии одобрил законопроект, который обяжет Facebook и другие ресурсы с аудиторией свыше двух миллионов удалять посты, содержащие нелегальный контент. Нелегальным контентом считаются записи, разжигающие ненависти, содержащие клевету, оскорбления в адрес религии, а также нарушающие конфиденциальность других пользователей. За неудаление таких записей в течение 24 часов с момента публикации компании будет грозить штраф до 50 млн евро. Для мониторинга жалоб Facebook был вынужден расширить штат сотрудников. Закон был принят по инициативе тогдашнего министра юстиции страны Хайко Маса (Heiko Maas) и поддержан депутатами входивших в правящую коалицию блока ХДС/ХСС и Социал-демократической партии (СДПГ). У социальной сети возникли проблемы и в Британии: там Facebook оштрафовали на £500 тысяч ($644 тысячи) за сотрудничество с британской компанией Cambridge Analytica, приведшее к утечке персональных данных пользователей.
Отмечается также, что Facebook предоставил разработчикам приложений доступ к данным людей «без явного согласия». Общее число пользователей, чьи данные незаконно были переданы третьей стороне, составило 87 млн.
Осенью Facebook друг за другом покинули создатели популярных сервисов, которые были куплены компанией Цукерберга. Речь идет о WhatsApp, Instagram и Oculus. Цукерберг, переживающий очень трудные времена, пытается упреждать появление «фейковых новостей». 22 мая этого года Марк Цукерберг ответил на вопросы европейских парламентариев, которые обеспокоены как сбором данных пользователей соцсети на фоне скандала с Cambridge Analytica, так и вмешательством России в выборы в США и других странах.
Социальная сеть придумала кнопку для определения фейкового контента, которая, как сообщается, «поможет обнаруживать и удалять новости, запущенные троллями». Первоначально такая мера борьбы с фальшивыми новостями была опробована в англосаксонских государствах: Великобритании, Новой Зеландии, Канаде, Австралии, Ирландии, затем распространилась и на испаноязычный сектор (Аргентина, Мексика, Колумбия). Недавно компания Марка Цукерберга объявила, что специальные индикаторы доверия (Trust Indicators) становятся доступными во Франции, Германии, Италии и Испании. Нажав на эту кнопку, пользователь сможет получить информацию о политике сайта, на котором информация показалась ему подозрительной, а также прочесть описание источника информации, его этичных норм и даже найти сведения о владельце этого медиа.
В декабре возник новый скандал — британский парламент опубликовал внутренние письма компании, принадлежащие Марку Цукербергу и его топ-менеджерам. В одном из писем Цукерберг признается в том, что интересы всего мира могут отличаться от интересов Facebook, и призывает своих менеджеров «действовать без оглядки на кого бы ни было».
По данным банка Morgan Stanley, за текущий год социальная сеть потеряла почти три миллиона пользователей из Европы. В ближайшее время из Facebook может уйти около одного миллиона европейских пользователей из-за принятого в Европе закона о защите персональных данных GDPR, передает Campaign со ссылкой на исследование Morgan Stanley. После закрытия торгов в июле цена акций Facebook упала на 20%, пишет Campaing, несмотря на то, что компания отчиталась об увеличении выручки от рекламы на 42%, или до $13,23 млрд во втором квартале.
Похоже, положение популярной социальной сети ухудшается с каждым месяцем. Бывший глава центра правительственной связи Великобритании Роберт Ханниган заявил, что компания Facebook может представлять угрозу демократии, если её деятельность не будет контролироваться и регулироваться. Об этом сообщает BBC. Разведчик располагает фактами торговли персональными данными пользователей соцсети. Специалисты Центра сумели перехватить сведения о том, что Facebook предложил Netflix и Airbnb доступ к сведениям о подписчиках соцсети. Ханниган одобрил инициативность британских парламентариев, которые выдвинули около 200 предложений для законопроектов, чтобы взять Facebook под контроль на территории Великобритании. Он также призывает правительства других государств присоединиться к этому крестовому походу.