Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Феминизм под красным фонарем

Судя по рекламе «Reebok», борьба за права женщин состоит в том, чтобы дразнить мужчин

3760

Странная штука — реклама. Все ее ненавидят, но она есть. Этакое постоянное легальное изнасилование в глаза, в уши и в мозг. Мы к ней притерпелись: отводим глаза, проходя мимо рекламных щитов, боремся баннерорезками с рекламой в интернете, а когда ЭТО начинается по телевизору, срочно идем налить себе чаю или переключаем на другой канал. «Как же задолбало!» — вздыхает редактор сайта, вынужденный «заворачивать» острый и жесткий текст, чтобы не отпугнуть рекламодателей. «Как же задолбало!» — вздыхают читатели, вместо острых и жестких текстов вынужденные проматывать бесконечные ролики об очередном интернет-казино или о верном способе похудеть за пять минут.

Рекламщики — редкие люди, которые портят нам жизнь и вынуждают платить за это. Первая их задача — навязать нам ненужную информацию; вторая — уговорами и манипуляциями заставить потратить деньги на ненужный продукт. Главное их орудие в этом деле — «хайп»: стремление любым способом поразить, шокировать, «зацепить» и привлечь внимание к своему продукту. Бесспорно, среди рекламщиков встречаются прекрасные, лично порядочные, тонко и глубоко чувствующие люди; но в целом по своему нравственному уровню эта профессия стоит где-то между сутенером и коллектором.

Читайте также
Еда для россиянина: Хлеб с маргарином и «кофе», пахнущий мышами Откровения сельского продавца о том, какую гадость вынуждены покупать жители глубинки

Что происходит, когда рекламщики пытаются играть несвойственную им роль сеятелей разумного, доброго, вечного, проповедовать добро и распространять «ценности»? Это мы в последнее время видим регулярно. Хотят рассказать нам, как важна тесная связь родителей и детей — показывают Деда Мороза-маньяка, который похищает женщину и тащит на веревке воссоединяться с дочерью. Хотят показать, как важно вдумчиво заботиться о близких — вывозят девушку в багажнике в лес и угрожают убийством за то, что плохой подарок подарила. Если же не заморачиваются семейными ценностями, а хотят выдать что-нибудь острое, забористое, провокационное — на выходе получается такой креатив, какой не во всяком борделе решатся клиентам продемонстрировать. Да, это висело на улице. Да, это все видели. И дети тоже.

Что же произойдет, если эти наши анти-Мидасы возьмутся за модные ценности феминизма: женские права, женские интересы, силу и независимость женщин? А это мы наблюдаем прямо сейчас, в скандале с российской адаптацией рекламной кампании «Reebok».

Международный спортивный бренд «Reebok» запустил рекламную кампанию спортивной одежды для женщин, посвященную популярной сейчас теме woman power. Известные артистки, модели, спортсменки, активистки в спортивных костюмах призывают женщин — покупательниц «Reebok» быть сильными, не стесняться и не бояться собственной силы. Слоган кампании — #BeMoreHuman: «Будь человечнее». Строгие линии, одноцветные костюмы, спокойные и гордые позы, безмятежные лица, слоганы в духе: «Никогда не извиняйся за то, что ты сильная» — все здесь передает мысль о женщине как в первую очередь человеке, сильном, независимом и способном к самодостаточности. Идеи силы, упорства, преодоления, поражений и побед говорят прежде всего о теме «Reebok» — о спорте, но перекликаются и с повседневной жизнью каждой женщины. Важно и то, что эта реклама не привязывает «героиню» к каким-либо другим людям или обстоятельствам: ведь она — о том, что свой путь ты определяешь сама.

Но на отечественной почве эта кампания разительно изменилась.

Для начала слоган «Будь человечнее» сменился на #нивкакиерамки. И это изменение оказалось пророческим.

Вместо амазонок и королев русскому зрителю предстает симпатичная девушка в чем-то пестреньком и цветастом; она принимает кокетливые позы и корчит в камеру рожицы. Это Залина Маршенкулова, блогер, автор феминистического телеграм-канала «Женская власть». В качестве слоганов используются фразы из ее блога. Некоторые из них просто непонятны, так как вырваны из контекста; другие — это насмешки над шаблонными фразами вроде «принимать себя» или «носить на руках». Все в целом производит впечатление оживленной шутливой перепалки с каким-то невидимым собеседником. И наконец кульминация. Плакат, взорвавший интернет: «ПЕРЕСЯДЬ С ИГЛЫ МУЖСКОГО ОДОБРЕНИЯ НА МУЖСКОЕ ЛИЦО!» — и под этой надписью сама Залина, наглядно демонстрирующая, какую именно позу она предлагает принять.

Увидев это, публика пришла, мягко сказать, в недоумение. Не все поняли, почему надо садиться кому-то на лицо, какое отношение это имеет к спорту и что это вообще значит.

(Здесь мы попросим детей до 18 лет, нервных, беременных и людей высокой нравственности отойти от экранов. Грядут подробности, о которых не всем будет приятно читать. Русский феминизм, бессмысленный и беспощадный — не для слабых духом.)

Александр Голофаст, ведущий специалист по маркетингу русского отделения «Reebok» и автор русской рекламной кампании, самолично отбиравший слоганы и руководивший съемками, пояснил свой замысел так: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» — это цитата не о насилии, это цитата о максимальной форме возможного удовольствия, которое женщина может получить сама и принести своему партнёру и своему мужчине… Этой цитатой мы говорим не о уничижении мужчин, наоборот, мы этой цитатой мы наоборот призываем их раскрепоститься и сломать стереотипы вместе с сильными женщинами".

Спасибо, теперь понятно. Итак, «феминистическая» кампания «Reebok» в России пропагандирует нестандартную сексуальную практику, обычную в арсенале проституток и весьма популярную на порносайтах: так называемый фейс-ситтинг. Состоит она в том, что один партнер садится голым задом другому на лицо (в данном случае — женщина на лицо мужчине), а тот облизывает его половые органы и анальное отверстие. Эту секс-услугу предлагают как «индивидуалки», так и разного рода «массажные салоны», как в контексте БДСМ-практик, так и вне их. Целевая аудитория ее, согласно рекламе — мужчины, желающие «познать новые грани наслаждения».

Сразу возникает, конечно, вопрос: как можно «слезть с иглы мужского одобрения» при помощи действия, без, хм, горячего мужского одобрения и активного участия попросту невозможного? А за ним и следующий, более серьезный: каким образом призыв к женщинам быть сильными и независимыми «в переводе на русский» оказался подменен призывом исполнять сексуальные фантазии Александра Голофаста?

Тренинги по «раскрытию в себе женственности» и т. п., на которых женщин учат разным хитрым способам ублажения мужчин в постели, существуют уже много десятилетий, и в клиентках у них недостатка нет. Правда, до сих пор у феминисток это явление встречало гнев и насмешки, а не желание подражать. И есть важный нюанс: эти тренинги предлагают советы лишь тем женщинам, которые сами об этом просят и за это платят.

Здесь не то. Рекомендации от Голофаста и Маршенкуловой, «как принести удовольствие своему мужчине», обращены ко всем покупательницам «Reebok». Молодым и старым, замужним и одиноким, юным девственницам, асексуалкам средних лет и лесбиянкам преклонных годов. Самым разным женщинам, объединяет которых лишь одно: они таких советов не просили.

Читайте также
Где в России самые дешевые квартиры И как будет меняться цена на недвижимость в ближайшее время

Но этого мало. Если бы русский «Reebok» в лице любвеобильного Голофаста просто вдруг начал давать покупательницам советы, как им разнообразить свою сексуальную жизнь — это выглядело бы странно, очень неуместно, но еще не оскорбительно. Однако Голофасту вкупе с Маршенкуловой этого показалось недостаточно. Они, что называется, дожали.

«Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». То есть: по умолчанию предполагается, что все покупательницы Reebok — целевая аудитория рекламы — «сидят на игле мужского одобрения». Что все они зависимы от мужчин и их одобрения, и в этом подобны наркоманам. Сравнение, прямо скажем, жесткое. Быть похожим на наркомана не хочется никому.

И что должна сделать женщина, чтобы избежать такой оценки и таких сравнений (шейминга, говоря по-современному)? Ответ прост: пересесть с гипотетической «иглы мужского одобрения» на ежа мужского вожделения. Да, прямо голой… ну вы поняли.

И вот сидишь в шоке, открыв рот, не понимая, смеяться или плеваться. Феминистическая реклама. Тема женской силы и независимости. Месседж: «Ты плохая, неправильная женщина, пока не воплощаешь в жизнь влажные мечты господина Голофаста».

Было бы смешно, если бы не было так грустно. И сама эта реклама, и последующий скандал вокруг нее и ее обсуждение демонстрируют печальную закономерность: публичный «феминистический дискурс» в России полностью сосредоточен на мужчинах и их интересах. Женщин как субъектов в нем не существует.

Образ «сильной независимой женщины», пройдя через российскую адаптацию, превращается в кокетливую девочку, которая заигрывает с каким-то закадровым мужчиной, спорит с ним, дразнит его, а затем предлагает ему нестандартные сексуальные услуги. Женщинам, желающим почувствовать себя «сильными и независимыми», предлагают поучаствовать в этих сексуальных игрищах. Отказ от этого трактуется как «зависимость от мужского одобрения». (Страшно предположить, что скажут Голофаст и Маршенкулова о таких женщинах, которые вообще не интересуются мужчинами или не занимаются сексом? Видимо, с точки зрения наших «феминистов» они совсем конченные.)

Все горячее обсуждение вертится вокруг того, оскорбила ли эта реклама мужчин. Видите ли, говорят, в некоторых глухих местах, особенно в местах лишения свободы, такой вид секса считается «зашкваром». Это чрезвычайно важно. Что подумают уголовники?.. Что подумают женщины — никого не волнует.

Читайте также
Скрытые смыслы «Бриллиантовой руки» Персонажи знаменитой комедии Леонида Гайдая, похоже, имели прямое отношение к западным спецслужбам

В страстном желании то ли насолить мужчинам, то ли раздразнить мужчин, то ли их возбудить российские феминистки, сторонницы этой рекламы не просто «не замечают женщин»; женщины как таковые, их достоинство, их самоуважение, их интересы отсутствуют в поле их зрения. В дискуссиях это доходит до абсурда:

— Не понимаю, почему ты обижаешься за мужчин!

— Я не за мужчин обижаюсь.

— А ЗА КОГО?

И в самом деле. Разве у нас тут еще кто-то есть?

Вроде смешно, но, когда вдумаешься, веселиться особо не хочется.

У женщин в России немало проблем, и серьезнейших. Женщин убивают, калечат (см. практику женского обрезания), истязают, насилуют. Цветет и пахнет секс-индустрия. Тяжкая, унизительная бедность, незащищенность от насилия, распространенность самых диких мифов и предрассудков, безысходность для беременных и матерей-одиночек — все это про нас.

И есть люди, претендующие на то, чтобы защищать наши права и интересы. Ставящие себе целью — вроде бы — освобождение женщины, защиту ее от оскорблений, презрения, шаловливых ручонок и наглых похотливых взглядов. Утверждение ее достоинства.

Вроде бы. А на деле — смотришь, а там «сядь мужчине на лицо».

Борьба за права женщин, оказывается, состоит в том, чтобы дразнить мужчин, тщательно отслеживая их реакцию, и одновременно предлагать им, э-э-э, специфические секс-услуги. Этакий феминизм под красным фонарем. А в роли сутенера — рекламщик Голофаст.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня