Феминизм под красным фонарем

Судя по рекламе «Reebok», борьба за права женщин состоит в том, чтобы дразнить мужчин

  
3467
Феминизм под красным фонарем
Фото: Zuma/ ТАСС

Странная штука — реклама. Все ее ненавидят, но она есть. Этакое постоянное легальное изнасилование в глаза, в уши и в мозг. Мы к ней притерпелись: отводим глаза, проходя мимо рекламных щитов, боремся баннерорезками с рекламой в интернете, а когда ЭТО начинается по телевизору, срочно идем налить себе чаю или переключаем на другой канал. «Как же задолбало!» — вздыхает редактор сайта, вынужденный «заворачивать» острый и жесткий текст, чтобы не отпугнуть рекламодателей. «Как же задолбало!» — вздыхают читатели, вместо острых и жестких текстов вынужденные проматывать бесконечные ролики об очередном интернет-казино или о верном способе похудеть за пять минут.

Рекламщики — редкие люди, которые портят нам жизнь и вынуждают платить за это. Первая их задача — навязать нам ненужную информацию; вторая — уговорами и манипуляциями заставить потратить деньги на ненужный продукт. Главное их орудие в этом деле — «хайп»: стремление любым способом поразить, шокировать, «зацепить» и привлечь внимание к своему продукту. Бесспорно, среди рекламщиков встречаются прекрасные, лично порядочные, тонко и глубоко чувствующие люди; но в целом по своему нравственному уровню эта профессия стоит где-то между сутенером и коллектором.

Читайте также
Еда для россиянина: Хлеб с маргарином и «кофе», пахнущий мышами Еда для россиянина: Хлеб с маргарином и «кофе», пахнущий мышами Откровения сельского продавца о том, какую гадость вынуждены покупать жители глубинки

Что происходит, когда рекламщики пытаются играть несвойственную им роль сеятелей разумного, доброго, вечного, проповедовать добро и распространять «ценности»? Это мы в последнее время видим регулярно. Хотят рассказать нам, как важна тесная связь родителей и детей — показывают Деда Мороза-маньяка, который похищает женщину и тащит на веревке воссоединяться с дочерью. Хотят показать, как важно вдумчиво заботиться о близких — вывозят девушку в багажнике в лес и угрожают убийством за то, что плохой подарок подарила. Если же не заморачиваются семейными ценностями, а хотят выдать что-нибудь острое, забористое, провокационное — на выходе получается такой креатив, какой не во всяком борделе решатся клиентам продемонстрировать. Да, это висело на улице. Да, это все видели. И дети тоже.

Что же произойдет, если эти наши анти-Мидасы возьмутся за модные ценности феминизма: женские права, женские интересы, силу и независимость женщин? А это мы наблюдаем прямо сейчас, в скандале с российской адаптацией рекламной кампании «Reebok».

Международный спортивный бренд «Reebok» запустил рекламную кампанию спортивной одежды для женщин, посвященную популярной сейчас теме woman power. Известные артистки, модели, спортсменки, активистки в спортивных костюмах призывают женщин — покупательниц «Reebok» быть сильными, не стесняться и не бояться собственной силы. Слоган кампании — #BeMoreHuman: «Будь человечнее». Строгие линии, одноцветные костюмы, спокойные и гордые позы, безмятежные лица, слоганы в духе: «Никогда не извиняйся за то, что ты сильная» — все здесь передает мысль о женщине как в первую очередь человеке, сильном, независимом и способном к самодостаточности. Идеи силы, упорства, преодоления, поражений и побед говорят прежде всего о теме «Reebok» — о спорте, но перекликаются и с повседневной жизнью каждой женщины. Важно и то, что эта реклама не привязывает «героиню» к каким-либо другим людям или обстоятельствам: ведь она — о том, что свой путь ты определяешь сама.

Но на отечественной почве эта кампания разительно изменилась.

Для начала слоган «Будь человечнее» сменился на #нивкакиерамки. И это изменение оказалось пророческим.

Вместо амазонок и королев русскому зрителю предстает симпатичная девушка в чем-то пестреньком и цветастом; она принимает кокетливые позы и корчит в камеру рожицы. Это Залина Маршенкулова, блогер, автор феминистического телеграм-канала «Женская власть». В качестве слоганов используются фразы из ее блога. Некоторые из них просто непонятны, так как вырваны из контекста; другие — это насмешки над шаблонными фразами вроде «принимать себя» или «носить на руках». Все в целом производит впечатление оживленной шутливой перепалки с каким-то невидимым собеседником. И наконец кульминация. Плакат, взорвавший интернет: «ПЕРЕСЯДЬ С ИГЛЫ МУЖСКОГО ОДОБРЕНИЯ НА МУЖСКОЕ ЛИЦО!» — и под этой надписью сама Залина, наглядно демонстрирующая, какую именно позу она предлагает принять.

Увидев это, публика пришла, мягко сказать, в недоумение. Не все поняли, почему надо садиться кому-то на лицо, какое отношение это имеет к спорту и что это вообще значит.

(Здесь мы попросим детей до 18 лет, нервных, беременных и людей высокой нравственности отойти от экранов. Грядут подробности, о которых не всем будет приятно читать. Русский феминизм, бессмысленный и беспощадный — не для слабых духом.)

Александр Голофаст, ведущий специалист по маркетингу русского отделения «Reebok» и автор русской рекламной кампании, самолично отбиравший слоганы и руководивший съемками, пояснил свой замысел так: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» — это цитата не о насилии, это цитата о максимальной форме возможного удовольствия, которое женщина может получить сама и принести своему партнёру и своему мужчине… Этой цитатой мы говорим не о уничижении мужчин, наоборот, мы этой цитатой мы наоборот призываем их раскрепоститься и сломать стереотипы вместе с сильными женщинами".

Спасибо, теперь понятно. Итак, «феминистическая» кампания «Reebok» в России пропагандирует нестандартную сексуальную практику, обычную в арсенале проституток и весьма популярную на порносайтах: так называемый фейс-ситтинг. Состоит она в том, что один партнер садится голым задом другому на лицо (в данном случае — женщина на лицо мужчине), а тот облизывает его половые органы и анальное отверстие. Эту секс-услугу предлагают как «индивидуалки», так и разного рода «массажные салоны», как в контексте БДСМ-практик, так и вне их. Целевая аудитория ее, согласно рекламе — мужчины, желающие «познать новые грани наслаждения».

Сразу возникает, конечно, вопрос: как можно «слезть с иглы мужского одобрения» при помощи действия, без, хм, горячего мужского одобрения и активного участия попросту невозможного? А за ним и следующий, более серьезный: каким образом призыв к женщинам быть сильными и независимыми «в переводе на русский» оказался подменен призывом исполнять сексуальные фантазии Александра Голофаста?

Тренинги по «раскрытию в себе женственности» и т. п., на которых женщин учат разным хитрым способам ублажения мужчин в постели, существуют уже много десятилетий, и в клиентках у них недостатка нет. Правда, до сих пор у феминисток это явление встречало гнев и насмешки, а не желание подражать. И есть важный нюанс: эти тренинги предлагают советы лишь тем женщинам, которые сами об этом просят и за это платят.

Здесь не то. Рекомендации от Голофаста и Маршенкуловой, «как принести удовольствие своему мужчине», обращены ко всем покупательницам «Reebok». Молодым и старым, замужним и одиноким, юным девственницам, асексуалкам средних лет и лесбиянкам преклонных годов. Самым разным женщинам, объединяет которых лишь одно: они таких советов не просили.

Читайте также
Где в России самые дешевые квартиры Где в России самые дешевые квартиры И как будет меняться цена на недвижимость в ближайшее время

Но этого мало. Если бы русский «Reebok» в лице любвеобильного Голофаста просто вдруг начал давать покупательницам советы, как им разнообразить свою сексуальную жизнь — это выглядело бы странно, очень неуместно, но еще не оскорбительно. Однако Голофасту вкупе с Маршенкуловой этого показалось недостаточно. Они, что называется, дожали.

«Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». То есть: по умолчанию предполагается, что все покупательницы Reebok — целевая аудитория рекламы — «сидят на игле мужского одобрения». Что все они зависимы от мужчин и их одобрения, и в этом подобны наркоманам. Сравнение, прямо скажем, жесткое. Быть похожим на наркомана не хочется никому.

И что должна сделать женщина, чтобы избежать такой оценки и таких сравнений (шейминга, говоря по-современному)? Ответ прост: пересесть с гипотетической «иглы мужского одобрения» на ежа мужского вожделения. Да, прямо голой… ну вы поняли.

И вот сидишь в шоке, открыв рот, не понимая, смеяться или плеваться. Феминистическая реклама. Тема женской силы и независимости. Месседж: «Ты плохая, неправильная женщина, пока не воплощаешь в жизнь влажные мечты господина Голофаста».

Было бы смешно, если бы не было так грустно. И сама эта реклама, и последующий скандал вокруг нее и ее обсуждение демонстрируют печальную закономерность: публичный «феминистический дискурс» в России полностью сосредоточен на мужчинах и их интересах. Женщин как субъектов в нем не существует.

Образ «сильной независимой женщины», пройдя через российскую адаптацию, превращается в кокетливую девочку, которая заигрывает с каким-то закадровым мужчиной, спорит с ним, дразнит его, а затем предлагает ему нестандартные сексуальные услуги. Женщинам, желающим почувствовать себя «сильными и независимыми», предлагают поучаствовать в этих сексуальных игрищах. Отказ от этого трактуется как «зависимость от мужского одобрения». (Страшно предположить, что скажут Голофаст и Маршенкулова о таких женщинах, которые вообще не интересуются мужчинами или не занимаются сексом? Видимо, с точки зрения наших «феминистов» они совсем конченные.)

Все горячее обсуждение вертится вокруг того, оскорбила ли эта реклама мужчин. Видите ли, говорят, в некоторых глухих местах, особенно в местах лишения свободы, такой вид секса считается «зашкваром». Это чрезвычайно важно. Что подумают уголовники?.. Что подумают женщины — никого не волнует.

Читайте также
Скрытые смыслы «Бриллиантовой руки» Скрытые смыслы «Бриллиантовой руки» Персонажи знаменитой комедии Леонида Гайдая, похоже, имели прямое отношение к западным спецслужбам

В страстном желании то ли насолить мужчинам, то ли раздразнить мужчин, то ли их возбудить российские феминистки, сторонницы этой рекламы не просто «не замечают женщин»; женщины как таковые, их достоинство, их самоуважение, их интересы отсутствуют в поле их зрения. В дискуссиях это доходит до абсурда:

— Не понимаю, почему ты обижаешься за мужчин!

— Я не за мужчин обижаюсь.

— А ЗА КОГО?

И в самом деле. Разве у нас тут еще кто-то есть?

Вроде смешно, но, когда вдумаешься, веселиться особо не хочется.

У женщин в России немало проблем, и серьезнейших. Женщин убивают, калечат (см. практику женского обрезания), истязают, насилуют. Цветет и пахнет секс-индустрия. Тяжкая, унизительная бедность, незащищенность от насилия, распространенность самых диких мифов и предрассудков, безысходность для беременных и матерей-одиночек — все это про нас.

И есть люди, претендующие на то, чтобы защищать наши права и интересы. Ставящие себе целью — вроде бы — освобождение женщины, защиту ее от оскорблений, презрения, шаловливых ручонок и наглых похотливых взглядов. Утверждение ее достоинства.

Вроде бы. А на деле — смотришь, а там «сядь мужчине на лицо».

Борьба за права женщин, оказывается, состоит в том, чтобы дразнить мужчин, тщательно отслеживая их реакцию, и одновременно предлагать им, э-э-э, специфические секс-услуги. Этакий феминизм под красным фонарем. А в роли сутенера — рекламщик Голофаст.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
Как вы проведете «майские каникулы»?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня