Мнения / Кино и театр

Кому помешал новый театр

На пути консолидация творческих потенциалов двух творческих коллективов встали личные интересы

  
1360
На фото: Александринский театр в Санкт-Петербурге
На фото: Александринский театр в Санкт-Петербурге (Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В последнее время много шума наделала история с объединением двух старейших российских театров — Александринского и Театра драмы имени Федора Волкова. 27 марта эта новость стала достоянием широкой общественности, о ней на пресс-конференции рассказал министр культуры РФ Владимир Мединский. Это заявление поддержали оба художественных руководителя, находящиеся в тот момент по обе стороны от министра. Однако в тот же день появились заявления против этого решения. На чем основывалась такая поспешная позиция — сказать сложно, так как, чтобы высказаться о чем-то, необходимо для начала разобраться в ситуации и взвесить все «за» и «против». В противном случае позиция становится чисто эмоциональной — а это вредит делу.

Тем не менее, не поддержали объединение губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, а также представитель той же области в Государственной Думе, уважаемая всеми Валентина Терешкова. В итоге действие приказа Министерства культуры России приостановил премьер-министр Дмитрий Медведев, поручив провести дополнительные консультации и всесторонне изучить этот вопрос. Так давайте изучим ситуацию.

На основании большого интервью министра Мединского, которое он дал МИА «Россия сегодня» 30 марта, мы знаем какие из этого объединения вытекают плюсы:

1) Консолидация творческих потенциалов трупп, новые возможности для качественного роста в создании новых спектаклей.

2) Координация репертуарной политики и резкое увеличение репертуарной «обоймы» обоих театров.

3) Возможность показа спектаклей на собственных площадках трех театральных столиц: Ярославля, Санкт-Петербурга и Москвы.

4) Интеграция финансовых и управленческих ресурсов, повышение эффективности финансового планирования, единая система продажи билетов, единая закупочная политика, единые цеха по изготовлению декораций, костюмов и так далее.

5) Единая гастрольная политика и новые гастрольные возможности.

6) Новые возможности для карьерного и творческого развития артистов, в первую очередь, ярославского театра.

7) Перспективы трудоустройства перед выпускниками ярославского театрального института.

8) Зрители получают расширенный репертуар и более интересную программу. Особенно это касается ярославцев.

9) Развитие Ярославля в качестве третьей столицы драматического театра России

10) Исторически завершенный процесс — объединение первой профессиональной труппы и первого профессионального театра, от которых и пошло в свое время развитие театра в России.

Читайте также

К этому всему можно добавить еще один очевидный плюс, о котором не сказал министр — это сокращение расходов, включая административных. Для тех же гастролей потребуется меньше средств, ведь у нового театра теперь будет три здания в трех городах и технические возможности увеличатся.

По итогам все указанные пункты можно обобщить и вывести следующие преимущества — Александринский театр получает больше возможностей для развития, включая качественное пополнение в составе труппы. Ярославский театр получает громадные возможности и отличную площадку для покорения Москвы и Петербурга. Скажем прямо, от этого объединения больше выигрывает именно Театр драмы имени Волкова, так как его, фактически, начинает усиленно тащить вперед гораздо более сильный Александринский театр. Это как космическое агентство Франции объединится с нашим РОСКОСМОСОМ, у последнего технологии в освоении космоса развиты на несколько порядков лучше. С этой точки зрения не совсем понятно почему недовольство высказали именно ярославцы, если они как раз сильнее всего выигрывают от этого.

Каких -то четких причин этого несогласия не высказывается, можно предположить только, что по непонятной причине ярославцы считают, что с этим объединением теряют свой уникальный бренд, которым славится Ярославль. Однако, как пояснил тот же Мединский, Театр имени Волкова не становится ни филиалом Александринки, ни теряет своего уникального названия или истории. Происходит именно объединение активов, а не смена вывесок. Оба театра сохранят свое название, но административно будут частями Первого национального театра России. Поэтому беспокоиться тут нужно скорее другим ведущим «конкурирующим» театрам, которые могут потерять часть зрителей, вот и все.

Однако среди недовольных объединением помимо ярославских представителей, которым, полагаю, просто не объяснили, чем ценно это объединение, появились совершенно посторонние люди, которых эта история не касается. Например, весьма жестко против идеи нового театра высказался председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. В его высказываниях помимо эмоций прослеживается даже откровенная грубость:

«А что же на деле вытворяют государственные чиновники? Под прикрытием красивых слов об оптимизации, совершенствовании, инициативе снизу (явно организованный сверху) и прочей шелухи ставят под угрозу исчезновение легендарного театра России. Причем делают это исподтишка, келейно, как какую-то спецоперацию».

Так что же так возмутило Калягина? Ответ на это мы находим в следующих его словах: «Неужели нельзя было посоветоваться? Посоветоваться всего лишь. И потом, с учетом мнений всех заинтересованных сторон, принимать решение». Оказывается, что театральный деятель возмущен тем, что этот вопрос не обсудили лично с ним, не получили его «разрешение» на объединение. Но здесь возникает логичный вопрос — а кому нужно его, Калягина, одобрение? Ведь его же собственный заместитель по Союзу Евгений Стеблов заявил: «Никто извне не должен давать театрам команды. Хотят — объединяются, не хотят — не объединяются». И при этом Калягин вновь говорит, что совершенно ничего не знал об идее кооперации двух театров. Правда, заявляет он это далеко не первый раз, пару месяцев назад он также возмущался программой проведения Года Театра и созданием новой Национальной премии в области театра. Якобы с ним эти вопросы заранее не были согласованы.

Так или иначе, фигура Калягина в данной истории является более чем малозначительной. А резкие высказывания, которые от него исходят, просто показатель отсутствия элементарной культуры поведения. Но комедийному актеру свойственно любое дело превращать в балаган. Жалко только, что такие люди столько лет руководят, а точнее тормозят развитие российского театра.

Что касается самих коллективов театров, то после того, как разгорелись споры, члены коллективов составили письма в поддержку идеи объединения. От Александринского театра «за» высказались 100%, от ярославского театра — 80%. И то, оставшиеся 20%, скорее всего, тот самый административный персонал, который боится сокращения в связи с очевидной оптимизацией ресурсов. Поэтому на уровне коллективов все согласовано и понимание достигнуто.

Что касается театральных деятелей, то новость всколыхнула театральную оппозицию, которой нужен был только повод, чтобы начать критиковать власти. Это прослеживается по активизации анонимных интернет-изданий, в частности телеграмм-каналов, с критикой решения Министерства культуры. Ведь очевидно, что они не ходят ни на спектакли Александринки, ни театра Волкова и проблема развития классического русского театра от них бесконечно далека. Однако скандалы для таких людей все: возможность для самоутверждения и самопиара.

Впрочем, собаки лают, а караван идет. Оба худрука театра неоднократно высказывались в поддержку объединения. На днях режиссер Никита Михалков и маэстро Валерий Гергиев высказались за этот процесс, а также ряд других крупных культурных деятелей.

В этой истории действительно был допущен просчет — ярославцам не объяснили, что будет с их театром, объединение им представили как поглощение. После того, как людям наглядно будут показаны все плюсы и минусы объединения и станет очевидно, что никаких преград к созданию Первого национального театра России нет, уверен, ярославцы также поддержат этот проект. А мнение труппы и зрителей являются в этой истории определяющими. А что там думает и скажет Калягин и КО - это никого не интересует.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
Как вы проведете «майские каникулы»?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня