Романтики с большой дороги

Почему правительство решило не строить высокоскоростную магистраль Москва-Казань

  
10218
Романтики с большой дороги
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Старый добрый мираж строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань практически развеялся. Как сообщили СМИ, вместо железной дороги дорогим россиянам пообещали лет через 10−15 скоростную автодорогу. Скорее всего, ее также не построят никогда.

ВСМ Москва-Казань как проект существует с 2009 года. Каких-то серьезных работ за это время по нему проведено не было, если не считать существенного увеличения стоимости строительства. На 2018 год ориентировочная смета достигла 1,7 триллиона рублей, а более реальная цифра гуляет где-то в коридоре 2−3 триллионов рублей. То есть, это примерно 10 Крымских мостов. И понятно, что проект такого уровня РФ вытянуть не в силах, как в техническом, так и в финансовом планах.

Как я писал, в конце 2018-начале 2019 годов по теме строительства прошло небольшое оживление, и оно встретило некоторое понимание в правительстве (если не считать стандартной позиции Минфина РФ о том, что «денег нет»). В частности, вроде бы как удалось найти компромисс по первому этапу ВСМ Москва-Казань на отрезке от столицы до Нижнего Новгорода. На строительство первого участка ВСМ от города Железнодорожного Московской области до Гороховца (Нижегородская область) наметили потратить 621,5 миллиарда рублей. Причем большая часть из этих денег якобы должна была пойти от российских олигархических компаний металлургического и химического секторов, как об этом в ноябре минувшего года поспешил сообщить советник президента РФ Андрей Белоусов:

«Компании из „списка Белоусова“ готовы инвестировать в 12 проектов около 1 трлн руб., при этом большую часть суммы — в строительство железнодорожной высокоскоростной (ВСМ) магистрали Москва—Казань. Об этом в среду сообщил помощник президента РФ Андрей Белоусов в ходе совещания главы государства Владимира Путина с членами правительства. „Сейчас к юридическому оформлению готовы порядка 12 проектов, но сумма очень большая — это примерно 1 трлн руб. Это в основном транспортные проекты, из них основная часть — это вложения в проект „Москва—Казань““, — цитирует его ТАСС».

Читайте также
Зачем нам опыт эпохи Зачем нам опыт эпохи

О книге Юрия Пискулова «Друзья мои, друзья. Хроники одной жизни времен от Сталина до Путина»

Но в скучной реальности крупные российские компании давать деньги на этот проект попросту отказались. То есть, открыто, конечно, никто не бросил вызов «всемогущей вертикали», но в конечном итоге получились от «мертвого осла уши»:

«Несмотря на поддержку проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Нижний Новгород со стороны премьера Дмитрия Медведева, Владимир Путин, по информации «Ъ», его не одобрил. Президент склоняется к позиции первого вице-премьера Антона Силуанова о нецелесообразности строительства ВСМ и желательности, напротив, строительства платной автодороги на Казань. Формальное решение еще не принято, оно ожидается в первой декаде апреля.

Владимир Путин поставил под сомнение целесообразность проекта строительства ВСМ Железнодорожный—Гороховец, которая должна была стать первым участком ВСМ Москва—Казань и более масштабной ВСМ «Евразия» от Берлина до Пекина. Такая позиция была высказана на состоявшейся на этой неделе встрече президента с профильным вице-премьером Максимом Акимовым, рассказали «Ъ» три источника, отдельно подчеркнувшие, что формального решения пока нет. По данным «Ъ», совещание по ВСМ с участием президента, глав причастных ведомств и гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова назначено на 11 апреля".

Это естественный итог всех ухищрений российских менеджеров на богатой прожектами ниве высокоскоростных железных дорог. В стране нет устойчивого платежного спроса на услуги такого вида транспорта, а позволить себе такие траты «государство РФ» не в состоянии. Тут люди не успевают инфраструктуру для вывоза природных ресурсов построить, что уж о транспортных проблемах туземцев говорить! Соответственно, также следует и оценивать слова о возможной постройке скоростной автодороги между Москвой и Казанью, равно как возобновление проекта ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом.

О какой автодороге на Казань идет речь, если платная (!) скоростная автодорога между двумя российскими мегаполисами с совокупным населением в 30−35 миллионов человек в агломерациях строится уже как 10 лет со средней скоростью 60 километров в год! То есть, речь не идет о «подарке партии и правительства»! Нет, за покатушки по автомагистрали, которая будет ориентировочно закончена в 2019 году, водитель легкового автомобиля заплатит более двух тысяч рублей. Понятно, что несмотря на льготы, общая стоимость проезда будет лишь устойчиво расти. И если уж такую дорогу для платежеспособной аудитории пилили 10 лет, то сколько понадобится для 730-километровой трассы от Москвы до Казани, страшно даже представить. Наверное, лет 15 или 20. Плюс ее ориентировочная стоимость уже называется в рамках 540−560 миллиардов рублей, что превышает стоимость автотрассы между двумя столицами (около полутриллиона рублей).

Еще смешнее выглядит пожелание «проработать» вопрос с ВСМ Москва-Санкт-Петербург:

«В плане же высокоскоростного движения, говорит он, президент поручил проработать ВСМ Москва—Петербург, так как там более надежный пассажиропоток».

Читайте также

Иногда складывается такое впечатление, что то ли режиссеры чересчур часто меняются, то ли сами актеры уже забыли, что делали в предыдущих итерациях нашего бесконечного сериала, но от ВСМ Москва-Санкт-Петербург тот же Путин еще в 2013 году отказался… в пользу ВСМ Москва-Казань! Это вообще что такое? Какое-то блуждание по кругу? Понятно, что аудитория с коллективным разумом травоядного динозавра уже обо всем успела забыть, но ведь подобное «на колу мочало, начинай сначала» у более сообразительных сапиенсов может вызвать приступ серьезной бытовой конспирологии. Например, что правительство РФ — всего лишь медийные фигуры, зачитывающие подготовленные им копирайтерами болванки с крупным текстом.

На наш взгляд, все еще проще: в стране идет банальная имитация неких процессов, которые должны создавать обществу повестку дня или просто забивать все информационным шумом. «Майские указы», «санкционные продукты», «российский смартфон», «танки „Армата“ раскатают танки НАТО», «перспективный подземный атомоход» и так далее. То есть, весь поток новостей забит на 80−90% только этим. А вот в реальности мы видим всегда одно и тоже: постоянный перенос проектов «вправо» или их забалтывание. Нет никакого ни чудо-оружия, ни чудесного расцвета экономики, ни новых скоростных автодорог, ни скоростных железнодорожных магистралей, ровным счетом ничего. Если не считать ленивого допиливания отдельных остатков советских проектов из советских запчастей и разработок.

Возможно, это и к лучшему, ибо пока в стране еще остались освоенные с советских времен месторождения углеводородов, то их надо доить с утроенной скоростью. Кто знает, что там будет лет через 5 или 10. А населению тут полезно поездить по ушам, чтобы не возникало излишне простых мыслей.

Reddevol

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владимир Рожанковский

Эксперт «Международного финансового центра», LIFA

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня