Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Тень украинской авиации

Разрекламированный проект пролета самолета «Мрия» над Венецией сорван, деньги «освоены»

7552

Очередную безрадостную новость разнесли СМИ: украинский самолет АН-225 «Мрия» не совершил запланированный полет над Венецией, так как воздушное судно пребывает на технической проверке.

О срыве проекта в комментарии рассказал художник «Открытой группы» Павел Ковач. Он отметил, что в рамках их проекта «Падающая тень „Мрии“ на сады Джардини» полет действительно должен был состояться, но ничего не получилось. За месяц Венецианского биеннале судно так и не подготовили, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров.

«После этого в „Открытой группе“ был тяжелый период. В (каждом из) нас боролись художник и гражданин. Если бы мы сказали всем, что „Мрия“ не полетит, нам бы ответили: „Какой ужас! Проекта не будет. Катастрофа“. Наша художественная позиция от этого бы сильно пострадала. Мы до последнего, в агонии пытались что-то сделать, чтобы она полетела», — добавил художник.

Что ж, напомним, что полет «Мрии» должен был состояться 9 мая в рамках Венецианской биеннале. Этот полет называли самым амбициозным украинским культурным проектом, государство выделило на него 6,5 млн. грн., еще около 2,6 млн. гривен кураторы нашли через гранты, у спонсоров и партнеров. Проект, победивший на конкурсе Минкульта, активно рекламировался в СМИ на протяжении нескольких месяцев. Представление проекта «Падающая тень „Мрии“ на сады Джардини» и его кураторов состоялось в Укринформе.

«Это проект, который состоит из нескольких частей, и первая из них — пролет крупнейшего в мире грузового самолета над садами Джардини и возвращение на Украину», — рассказывал куратор проекта Юрий Билей.

Читайте также
МВФ и пустота МВФ и пустота

Похоже, что даже при новом президенте спасти Украину сможет только дефолт

Планировалось, что в самолете будет информация обо всех украинских художниках. Ожидали: «Мрия» на несколько секунд бросит тень на сады Джардини, а все, что останется после пролета, — миф о тени Джардини — будет показываться на выставке в павильоне в течение шести месяцев. Таким образом, отмечают кураторы, сам пролет «Мрии» и репродукция мифа вокруг него станет наполнением украинского национального павильона на Венецианской биеннале.

Теперь же остается лишь напомнить, что писали «2000» в декабре минувшего года, когда появились первые сообщения об этом очередном суперпроекте.

«Только вот консультировались ли чиновники Минкульта, принимая это решение, с профильными специалистами? Принято считать, что у гуманитариев с точными науками всегда напряженка, но что мешало обратиться к физикам с кафедры в любом вузе, дабы те рассчитали размер тени от «Мрии»: на какой высоте, под каким углом к солнцу, в какое время она должна пролететь, чтобы эта тень была хоть как-то заметна.

Не претендую на абсолютность моих выводов, но сохранившихся остатков школьного и институтского курса физики мне достаточно, дабы сделать вывод, что полет «Мрии» должен проходить на сверхмалой высоте, едва не касаясь венецианских крыш, — ранним утром либо вечером. Причем покрыть за один пролет тенью каждый уголок садов Джардини нереально даже «Мрии». А если в назначенный день будет облачная погода? Разгонять облака?

Остается надеяться, что внимание посетителей привлечет сам факт пролета крупнейшего в мире самолета. Но сообщу к сведению «митців» и их кураторов из Минкульта, что воздушные суда не летают где им заблагорассудится, а следуют жестким правилам безопасности и указаниям диспетчерских служб. Заручились ли согласием итальянских структур безопасности воздушного движения и властей самой Венеции?

Информация на сей счет отсутствует. Я же замечу от себя, что если воздушные парады в городской черте время от времени проводятся, то демонстрационные полеты участников различных авиасалонов всегда проходят над аэродромами, но никогда — в небе над расположенными поблизости городами. Видимо, по общепринятой практике доверять столь ответственное дело можно только летчикам и техникам.

В общем, понятно, что «Тень „Мрии“ (как верно сказано в сети при обсуждении проекта, „тень мечты — это метафорично для Украины“) — очередной прожект вроде омеляновского гиперлупа, не имеющий никаких шансов на реализацию. Зато позволяющий чиновникам Минкульта демонстрировать бурную деятельность, ну и средства, конечно, освоить».

И что характерно, еще в марте ответственная за проект заместитель министра культуры Светлана Фоменко, отвечая на появившиеся критические замечания, основной упор сделала на то, что сам конкурс прошел честно и прозрачно, а техническая реализуемость проекта организаторов, нужно понимать, не волнует. Она лишь сообщила: «Провели переговоры с государственным концерном „Укроборонпром“ и государственным предприятием „Антонов“ об аренде самолета Ан-225 „Мрия“. Кроме того, мы ведем переговоры с властями Италии и мэрией Венеции касательно возможности пролета самолета над центром города. На сегодняшний день мы знаем, что самолет может пролететь на высоте двух тысяч метров над городом».

Читайте также

Понятно, что с 2000 метров видимую тень не отбросить даже «Мрие». Показательно и то, что чиновница Минкульта деликатно промолчала об итогах переговоров с ГП «Антонов». Между тем, хотя официальная информация в открытом доступе отсутствует, известно, что стоимость аренды «Мрии» примерно в два раза выше, чем «Руслана», а для последнего она составляет около 40 тыс. евро за летный час. Для реализации этого проекта, с учетом перелета в Венецию и назад, понадобилось бы минимум 7−8 летных часов — вот и считайте, хватило бы 9 млн. грн., из которых 4 млн. на аренду павильона и прочие расходы, непосредственно связанные с участие в биеннале.

В общем, как мы и предвидели, проект был изначально не реализуем, а участники (или «соучастники») просто следовали принципу всех мошенников, которые до самого последнего момента стараются убедить объект своего жульничества, что все в порядке, вот-вот все обещанное будет представлено.

Казалось бы, после этого очередного сбывшегося прогноза нам астрологическое бюро впору открывать. Впрочем, дабы предсказывать судьбу всех прожектов уходящей (хочется надеяться) власти, не нужно обладать способностями экстрасенса. Достаточно иметь базовые знания в областях, которые просто обязан иметь человек, «претендующий на звание» интеллигентного и эрудированного. Ну а для того, чтобы не выделять госсредства на проект, пока сама реализуемость его не подтверждена, не нужно даже этого — просто минимальной профкомпетентности.

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня