Мнения / Культура

Кто разгребет завалы мусорной культуры?

Из выступления Капитолины Кокшенёвой на первом заседании международного экологического «Гамбургского клуба Eсо Sapiens»

1911
На фото: Капитолина Кокшенёва
На фото: Капитолина Кокшенёва (Фото: Юрий Машков ТАСС)

На днях в Москве прошло первое заседание Российского отделения международного экологического «Гамбургского клуба Eco Sapiens», созданного по инициативе известного экономиста и писателя Александра Потемкина. Состоялась интересная, острая дискуссия об основных проблемах цивилизационного экологического тупика, о путях его преодоления, о роли и значении интеллектуального научного экспертного сообщества в антикризисном экологическом движении. Одним из докладчиков выступила Капитолина Кокшенёва, критик, давший имя литературному течению почвенной культуры. Приводим фрагмент ее размышлений об экологии культуры.

На рубеже прошлого и нынешнего веков появился термин экология культуры. Но до сих пор наша культурология этим явлением всерьез не занимается. Между тем, проблема экологического содержания и воздействия культуры, ее влияния на формирование экологически разумного (Eco Sapiens) человека приобретают все более актуальный характер. Какие я вижу здесь ключевые моменты?

Современную культуру я не раз описывала в таких категориях как «кислотная», «токсичная» и «мусорная». Наше повседневное культурное пространство замусорено: поп-музыка носит агрессивный шлаковой характер. Все меньше и меньше остается тишины для современного человека. Все реже и реже мы слышим в общественных пространствах классику, соразмерную человеку. Я не раз предлагала власть имеющим акцию — во всех кафе и ресторанах города ввести ЧАС классики. По-моему, это важно.

Современная культура травмирует слух, зрение, глаз. Замусорены наши телевизионные каналы — бесконечными шоу с псевдопроблемами ни проблем не разрешают, ни вкуса не воспитывают. Нет в равной степени ни пространства для высокой культуры и ее носителей в лице наших талантливых современников, ни места для культур традиционных (а у нас очень много интереснейших промыслов и мастеров).

Читайте также

Сегодня все настойчивее заявляет о себе принцип самоорганизации. Люди понимают, что многие институции, являющиеся частью сложившейся системы, неповоротливы и не нацелены на понимание живой жизни и живой культуры. Сегодня, при том, что у нас куча сертифицированных якобы специалистов, их «экспертиза» совершенно оперативна, то есть обслуживает сиюминутные чьи-либо интересы и не направлена на будущее. Иерархия профессионализма, определенная талантом и трудом, увы, сегодня разрушена постмодернистским принципом равенства, который убийственен для творчества и живой культуры. Всю свою культурологическую деятельность я основываю на том, что создаю органическую культурологию, базирующуюся на представлении о культурной почве, о культурной норме и ценности. Их попросту не может быть без классического плодородного культурного слоя, который однако в современной культуре также методично «выветривается». Спрашивается: на что эколог может опереться в своей культурологической практике, если то осуществленное культурное прошлое, которое всегда лучше нас, потому что оно уже осуществлено, — если оно уничтожается или компрометируется? Современный культурный мир все больше теряет свою плодородную почву, а потому одноразовый культурный продукт, модно упакованный и завернутый в кричащие «тренды-обёртки» мало чем отличается от пластика, который мы везем и везем на свалки.

Читайте также

Мы живем в эпоху развитого потребительства. Оно не осуждается с официальных трибун. Оно приветствуется в повседневной жизни. Дело не в рекламе всевозможных материальных благ. Дело в смене акцентов и переноса «центра тяжести» жизни. В мире потребления это значит, что, если у вас нет набора определенных материальных аксессуаров благополучия, — вы неудачник. Печально завершилась мощная эпоха Просвещения. Этот «апофеоз» цивилизации потребления красноречиво описан в романах Александра Потёмкина, можно сказать — это его сквозная тема. Итогом размышлений закономерно стало его стремление выразить протест, я думаю, что именно поэтому он стал инициатором всемирного объединения экологических усилий и мировоззренческой революции в сторону утверждения нового, экологически-сознательного мышления.

Любая проблема начинается с того, что мы ставим в центр человека. Скажи мне, какой у тебя человек — и я скажу кто ты. Понимание проблемы экологии культуры без понимания человека невозможно. Мне, как театральному и литературному критику интересен человек, которому можно задать вопросы и получить на них ответы, связанные с его национальным культурным миром, с его ментальными глубинными характеристиками, с его способностью говорить «нет» токсичным культурным продуктам (хоть западного, хоть отечественного производства). Мне вообще важно его умение различать культуру органическую и пластмассовую. Кто-то из французских философов говорил, что «когда я читаю Монтеня, я вычитываю в нем то, что уже содержится во мне». Человеком воспринимается только то, что им лично усвоено. Только то, что есть в его внутреннем мире. Каков объем его личности? Способен ли он будет услышать принять нарастающую тревогу ученых за судьбу человечества и современной цивилизации. Или это так и останется для него «общими словами» или «кликушеством».

Я полагаю, что культурная личность может воспитаться только на органическом фундаменте, на родной почве: поскольку все равно в каждом из нас живет национальный «культурный ген». Конечно, есть еще и этнический ген, но культурный ген — это высшая форма организации сознания. Человек, укорененный в своей культурной почве, способен видеть и воспринимать человека другой культурной почвы. Теряя свой культурный ген, он теряет способность понимать других. Поэтому я категорический противник глобализации. Я против перенесения глобалистских категорий на национальную почву, когда всему мира навязывается харассмент и темы всяческих насилий, проблемы меньшинств всех типов и «сортов». Но при этом я понимаю, что решать проблемы цивилизационные следует путем объединения усилий, охраняя естественное разнообразие мира, заключенное в его народах. Экология культуры как наука будущего и как насущная проблема уже сегодня — это хорошие задачи для всех нас.

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Иван Капустянский

Ведущий аналитик Forex Optimum

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня