Откуда мы узнаём, что экономика США в который раз «самая-самая»?
Персона главы кабинета министров во многом определяет экономический курс, формируя ориентиры не только для чиновников на всех, включая региональные, уровнях власти, бизнеса, но и для всего общества в целом.
В начале 1950-х годов Япония переживала огромное разочарование в либеральной экономической и финансовой политике, проводимой правительством под руководством Сегиро Есида. Фактически это была политика, навязанная американскими оккупационными властями, принесшая окончательное разрушение промышленности страны, рост безработицы и инфляции. Нужная была политическая смелость, чтобы заявить об отказе от проамериканского курса в экономике и начать формирование собственного, национального курса. Японии повезло. Фигура нового премьер-министра Итиро Хатоямы оказалась настолько масштабной, что изменение экономического курса стало не только возможным, но и весьма успешным. Главным ведомством в правительстве Итиро Хатоямы стало Министерство внешней торговли и промышленности — МВТП (Ministry of International Trade and Industry — MITI).
Как сам выбор, так и название головного министерства не были случайными. Эти слова четко обозначали основное стратегическое направление развития экономики страны, а бизнес в этих словах видел вполне четкий ориентир для своей долгосрочной инвестиционной политики. Если разложить аббревиатуру МВТП на составляющие, то она означает внешнюю торговлю (ВТ), то есть курс на привлечение доходов извне (через положительное сальдо торгового баланса) в результате развития конкурентоспособной национальной промышленности (П). И механизм реализации такого варианта меркантилистской политики японцы продумали до тонкостей — не стимулирование рождаемости и даже не национальные проекты, а постепенная структурная перестройка промышленности: от примитивной трудоемкой до эффективной наукоемкой.
Откуда мы узнаём, что экономика США в который раз «самая-самая»?
Что же ждать нам от нового правительства, которое возглавил главный налоговик страны? Налогов. Старых, новых, неожиданных, непредсказуемых, фантастических. Будет прощупывание дна у наших карманов, как при помощи «цифры», так и с применением традиционных технологий. Пока там что-то шуршит, налоговые фантазии правительства не перестанут нас удивлять. Но за нижней границей доходов также установят контроль, люди не должны падать в голодные обмороки, на то проводятся и будут проводиться всякого рода индексации. Вот такая «жизненная вилка» нас ждет в перспективе. У нас будут брать все больше, бедным будут давать подаяние, а молодые семьи побудят к демографическому росту. И именно этим обусловлен интерес правительства к гражданам страны, как к налогоплательщикам, иждивенцам, воспроизводителям и, конечно, как к электорату. Но неужели это все, на что способны россияне?
Реалии таковы, что ситуация с доходами будет становится все жестче. Правительство игнорирует вполне известную аксиому — никогда страна, имеющая сырьевую специализацию, не имела долговременного устойчивого роста. Плюс наша безумная традиция реагировать на любую возникающую проблему созданием нового правительственного ведомства, института, организации с новой массой искусственно создаваемых рабочих мест, оплачиваемых из бюджета. Доходы будут падать, расходы будут расти, возможности для использования населения в качестве подневольных инвесторов будут приближаться к пределу, за которым — социально-политический кризис.
Страны «третьего мира» восстали против американской глобализации
Что же пожелать новому правительству? Развернуться, поменять систему координат, сформировать структурную политику, первоначально в регионах, дать сигнал людям о том, что вовсе не желудки или что-то в этом роде, а их ум, опыт, знания — это то главное, в чем испытывает потребность правительство. И процесс пойдет. Ведь в Японии не было ни сырья, ни денег, ни технологий, ни плодородной земли для производства необходимого количества продовольствия для 120 миллионного населения (к слову, в России около 140 миллионов жителей, цифры почти сопоставимы), но была политическая воля верховной власти и мудрый прагматизм правительства при определении основной стратегической цели и формировании под нее структуры правительства.
В качестве послесловия. Разобравшись в том, как Япония смогла стать второй экономической державой мира, начиная свое движение с очень низкого старта и при отсутствии самых необходимых ресурсов, я в свое время предложила применить аналогичный подход к формированию структуры российского правительства, в которой министерство регионального и технологического развития стало бы ключевым. Это позволило бы реализовать две главные стратегические цели для нашей страны — экономическое развитие регионов как основы для повышения устойчивости внутреннего экономического пространства (что для такой масштабной и многообразной страны, как Россия, имеет первостепенное значение) и обозначить главную роль в этом развитии технологий.
Достаточно много времени с тех пор прошло. И кто бы мог подумать, что при разнообразии вариантов, наша экономическая политика может быть сведена только лишь к сбору налогов и их распределению. Хотелось бы думать, что новому правительству удастся этого избежать.
Автор — профессор РАНХиГС