Конституционный Бог

Патриарх Кирилл предложил внести слово «Бог» в российскую Конституцию

1460
На фото: военнослужащий роты специального караула Президентского полка вносит конституцию РФ в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве
На фото: военнослужащий роты специального караула Президентского полка вносит конституцию РФ в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве (Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС)

Естественно, это высказывание сразу же вызвало полемику, а то и откровенное противодействие даже на уровне обсуждения самой идеи.

Аргументация, в общем, тоже понятна: мракобесие, какой Бог если у нас тут и атеисты, и агностики, а еще и буддисты, у которых Нирвана, которая Великое Безличное Ничто? И что касается буддистов, они вообще как традиционная религия обозначены в федеральном законодательстве. Наряду с православными, мусульманами и иудеями.

Но, во-первых, настоящему буддисту просто всё равно от наличия или отсутствия Бога в Конституции того или иного государства. Это догматический принцип буддизма: «отринь железные цепи кармы, а потом и золотые цепи кармы». Отринь как страдания, так и желания.

А вот что касается иных религий, традиционных или нетрадиционных для России, то здесь есть просто бездна нюансов, о которых стоит поговорить подробнее. Во-первых, само слово «Бог», которое из уст Патриарха очень многие восприняли как «Христос». С одной стороны, это похвально. Как говорится, «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут». Но всё же с филологической точки зрения стоит внести ясность. Бог — это очень древнее слово. Ряд исследователей относят его к санскриту и к слову «бхага», дающий или одаривающий. То есть, это некое Сверхсущество, которое дает свою милость людям, одаривает этой милостью людей.

Читайте также
Путин в преемники? В Кремле задумались над тем, чтобы убрать Медведева из «Единой России» Путин в преемники? В Кремле задумались над тем, чтобы убрать Медведева из «Единой России» О непопулярности Дмитрия Медведева

Аллах с арабского — это тот самый Бог. Эллохим или Саваоф — это, по итогам богословских штудий, примерно такая же метафизическая конструкция. Про Иегову как одно из зашифрованных имён Бога мы здесь не будем, но даже оно после тех же долгих штудий сводится именно к этому и простому: человек просит, Бог даёт.

И в принципе, такая фигура вполне естественна для огромного числа российских граждан, кем бы они ни были по вероисповеданию. Но как быть с агностиками и атеистами? И ваш покорный слуга просто задал вопрос людям не только из России, но и из Белоруссии, Украины, и даже Южной Кореи: «А вот завтра у вас в Конституции появляется слово Бог, и что? Как вы на это прореагируете?». Ответы всё же будут скорректированы, дабы не нарушать закон о СМИ и ненормативной лексике, но, по сути, звучат как «мне пофиг».

И это для агностика и атеиста здравая позиция. Если Бога нет, или если «Он, наверное есть, но с той же вероятностью Его нет», то какая разница, упомянуты ли соответствующие буквы, которые складываются в определенное слово, в Конституции? Ни агностиков, ни атеистов наличие Бога в Конституции не ущемляет.

Читайте также
Аномально теплая зима грозит России природными катаклизмами, но мы сами в этом виноваты Аномально теплая зима грозит России природными катаклизмами, но мы сами в этом виноваты Зато в России стало теплее, а весной будет меньше комаров

С другой стороны, стоит упомянуть и международный юридический и конституционный опыт. Первое и самое очевидное — президент США не только приносит присягу на Библии, но использует формулировку «…и да поможет мне Бог». Формулировка, кстати, характерная и обязательная практически для всех губернаторов штатов. Но США — это далеко. Есть государства с конституциями куда ближе: Венгрия, Румыния, Польша, Норвегия. А уж если вспомнить Грецию и Кипр, то тут становится совсем весело. Всех этих людей совершенно не смущает Бог. И да, еще есть государство Израиль, у которого в своде основных законов, конечно, Иеговы нет, но все законодательство народа израилева упирается в Ветхий Завет (ну или, для дотошных, в Тору, Танах, Пятикнижие и вот это вот всё). И ничего. Светское, демократическое государство. И люди в нём спокойно живут. Самых разных вероисповеданий. В том числе, и атеисты, и даже агностики.

Можно еще вспомнить такие государства, как Британия и Япония. В первом — монарх — глава Англиканской Церкви. Во втором микадо, он же император — Бог. И бог без шуток, с алтарями, жертвоприношениями и воскурениями благовоний.

Но давайте поговорим о верующих и об их отношении к этим инициативам. Раз речь идет об инициативе Патриарха РПЦ, то вот мнение игумена Михаило-Архангельского монастыря Александровской епархии, отца Афанасия (Селичева): «Внесение в Преамбулу Конституции упоминания о Боге, как источнике всякого права не есть нечто новое и удивительное. Самый яркий пример — Конституция США. Так что предложение Его Святейшества никоим образом не выходит за рамки общепринятых в современном обществе норм. Попытки обвинить Патриарха в разжигании межрелигиозной розни просто смехотворны. Всякий хоть немного знакомый с предметом знает, что громадное большинство населения России соотносит себя с одной из трех авраамических религий. А для них (всех трех) понятие Бога как источника всего сущего однозначно неоспоримо. Количество же язычников и буддистов (на последних особенно любят ссылаться противники Патриарха Кирилла) стремится, увы, к статистической погрешности. А вот мнение так называемых атеистов нужно отметить особо. Ибо их борьба с Богом очень явно показывает, что они не а… теисты, а совсем даже анти-теисты. Не те, кому существование (или не существование) Бога безразлично (Ну, нет Его и нет! А если нет, то и бороться с ветряными мельницами — безумная затея), а те, кому это, по их мнению, не существующее Существо, не дает спокойно жить. Да так, что они такую личную неприязнь к Нему испытывают, что кушать не могут».

Но есть в этой истории и еще один нюанс для верующих. А не странно ли нам вносить в законодательство Бога? А мы помним, что слово «Израиль» — это не только богоизбранный, но и богоборец? И тот самый народ израилев Бог испытывал на верность так, как никому мало не покажется. Мы, простые и очень многонациональные русские люди, готовы пронести такую ответственность? Мы как государство и общество готовы помнить о том, что Бог у нас теперь мерило и критерий всех законов? Мы готовы к тому, вот да, мы, верующие, что мы понесём ответственность в том случае, если вся наша страна снова отойдет от Бога? Такое уже было, не так ли?

У меня нет ответа на эти вопросы про всю страну. Для себя я на эти вопросы уже давно там, внутри себя ответил. Но очень хочется, чтобы ответ дали и вы, тоже внутри и для себя, многоуважаемые читатели.

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Шапкин

Председатель Национального союза защиты прав потребителей

Борис Шмелев

Политолог

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article