Мнения / Коронавирус
9 апреля 19:35

Сталкеры карантинной зоны

Непочтенная работа курьера с введением самоизоляции наполнилась глубиной и новым смыслом

1423
Сталкеры карантинной зоны
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Сегодня не только студенты и гастарбайтеры бороздят пешком и на велосипедах улицы городов, но и офисные клерки усердно разминают ноги с рюкзаками на плечах. В марте — начале апреля профессия курьера вошла в TOP-10 самых популярных у соискателей и работодателей.

В настоящий момент спрос на доставку продуктов и непродовольственных товаров вырос в Москве в 20 раз. Немного отстают областные центры — там популярность услуг доставки выросла, в среднем, в 10 раз. В столице сейчас, на сайтах трудоустройства, ежедневно предлагается около полутора тысяч вакансий курьера, и эти вакансии не «залеживаются». Количество откликов от соискателей к концу марта увеличилось на 30 процентов, по сравнению с первыми днями пандемии.

Радует, что люди как-то решают проблему заработка, однако ж, вот незадача: спрос растет. За первую неделю апреля спрос на доставку только продуктов вырос на 40 процентов, если вновь обратится к цифрам. Для сносного функционирования бизнеса в условиях карантина требуются не тысячи, а сотни тысяч посыльных. Например, партнер британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young Ольга Архангельская полагает: чтобы доставлять все сделанные онлайн-заказы в срок, в одной Москве уже сегодня необходимо иметь «на линии» около одного миллиона курьеров.

Представим, что нужное количество посыльных набрано (а это реально, продлись карантин, скажем, еще два месяца). И что мы видим? Фееричный новый мир. Улицы мегаполисов заполнены миллионами разноцветных брендовых жилеток — это курьеры спешат обслужить самоизолированных горожан. Впрочем, какая, к шутам, самоизоляция, если половина страны будет пиццу развозить, и кофточки на примерку? Хочешь вырваться из домашней тюрьмы — есть рецепт.

Читайте также

Вот облик города на карантине: Александровская слобода времен опричнины Ивана Грозного, или царственный замок Меровингов — толпы гонцов, вестовых, денщиков, нарочных. Хлестаковщина, прости Господи, какая-то: «курьеры, курьеры, тридцать пять тысяч одних курьеров…». А, в нашем случае, получается, на порядок больше.

Конечно, картина утрированная и чересчур благостная: если пандемия реально затянется, на улицах не останется разноцветных жилеток разносчиков — там будет преобладать армейский цвет хаки. Но, не надо о грустном.

Рассмотрим вопрос с иной стороны. Эпидемия коронавируса дала мощнейший толчок (пинок для ускорения) развитию сервиса доставки. В Китае, в частности, те ритейлеры, кто вовремя ушел в он-лайн, за счет доставки даже в кризис нарастили процент розничных продаж в сотни раз. Так что, это направление бизнеса, благодаря обстоятельствам, не «каплей точило камень», а одномоментно пробило себе широкое русло.

Оно и дальше будет размывать берега традиционной торговли. Но пока достижения в сфере телепортации не вышли за пределы физических лабораторий, именно доставка товара потребителю остается слабым звеном, так как требует участия человека-курьера.

А это, повторюсь, тормозит развитие отрасли, так как города с миллионами снующих туда-сюда курьеров — ну, бред, понятно. В Индии проще, там есть особая каста — шудры.

Подозреваю, что китайцы и тут обойдут прочий цивилизованный мир на крутом повороте. Не сомневаюсь, что там уже проходит тестирование схема доставки товаров с помощью дронов. В Ухане полицейские дроны доказали свою высокую эффективность, отслеживая нарушителей карантина. Всем памятны видеоролики из Ухани, как дроны, зависнув над беспечными кампаниями, словно летающий макаронный монстр Ктулху, приказывали молодым людям надевать маски, и те безропотно подчинялись.

Буквально на днях пожарные в Китае опробовали на учениях тяжелых пожарных дронов: умные беспилотники за несколько минут затушили пламя на макете многоэтажного дома. Важен тот факт, что в Поднебесной есть научные и технические наработки, деловая хватка и воля: запустить автоматизированную систему доставки продуктов и непродовольственных товаров с помощью дронов они способны уже в этом, 2020 году. Другие страны, по мере того, как их будет отпускать шок от пандемии, сто процентов последуют примеру Китая.

Читайте также

Конечно, на пути развития воздушных трасс доставки товаров встанет миллион препятствий — как законодательных, так и чисто технических, связанных с безопасностью полетов малых БПЛА среди городской инфраструктуры. Возможно, в ближайшие годы значительно изменится облик самих городов и градостроительные нормы: потребуется убрать со столбов под землю кабели и провода горэлектросетей (кстати, во многих развитых мегаполисах это уже сделано), обеспечить для беспилотников посадочные площадки, едва ли не на каждом балконе. Вокруг микроавиации будет кормиться огромное количество людей неслыханных ранее профессий. Так и хочется пофантазировать, и отобрать невзначай лавры у Рея Бредбери.

Впрочем, вернемся в Россию. В нашей стране только прошлой осенью был принят «дальновидный» закон, запрещающий свободные полеты беспилотных аппаратов весом свыше 250 граммов. По сути, летать у нас могут лишь детские игрушки. Все более тяжелые дроны до 27 октября 2019 года должны были пройти непростую процедуру регистрации в Росавиации, получить госномера и т. д. и т. п. Так что, прежде чем микроавиация станет в России верным помощником коммерции, ей, похоже, придется стоптать не одни чугунные башмаки. Хотя, вот пример из истории: в конце 19 века автомобилям запрещалось ездить быстрее пешеходов, чтобы не пугать лошадей, которые тогда были основной тягловой силой. Но уже через десятилетие об этой глупой норме забыли — машины отвоевали сферу грузопассажирских перевозок у лошадей.

Интересные факты применения дронов:

В 2018 году в Милане модный дом Dolce & Gabbana использовал дронов для демонстрации модных аксессуаров. Квадрокоптеры пронесли над подиумом дамские сумочки из новой коллекции Доменико Дольче и Стефано Габбана. Потом БПЛА сменили обычные девушки-модели.

Зимой этого 2020 года беспилотники следили за состоянием крыш в Санкт-Петербурге, предупреждая сотрудников Государственной административно-технической инспекции о появлении сосулек (сосулей, как говорят петербуржцы) и наледи. В первую очередь БПЛА следили за состоянием крыш нежилых зданий, которых в Петербурге около 16 тысяч.

Материалы автора в Яндекс. Дзен

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Владимир Болибок

Врач иммунолог-аллерголог

Леонид Калашников

Политик, депутат Госдумы РФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Коронавирус в России
Новости Лентаинформ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня