Мнения / Культура
8 мая 18:29

Можно ли посвятить Богу ядерное оружие?

О том, что имел ввиду протоиерей Дмитрий Смирнов, говоря о ядерном оружии

1416
Можно ли посвятить Богу ядерное оружие?
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Протоиерей Дмитрий Смирнов на днях высказал идею о том, что «ядерное оружие — это вообще такое замечательное изобретение». Высказывание это было дано в ответ на вопрос, стоит ли Церкви ядерное оружие освящать. А сам этот вопрос внутри церкви возник и продолжает обсуждаться с лета 2019 года, когда Межсоборное присутствие Русской Церкви опубликовало проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». И в этом проекте говорится о том, что ядерное оружие священникам благословлять не следует. Поскольку оружие массового поражения «может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей». Словом, с тех пор отцы полемизируют на эту тему, но пока практика освящения оружия остается в силе. В том числе и ядерных ракет.

Вообще, взаимоотношения Церкви и вооруженных сил, а также отношение Церкви к войне — это давняя история. Которую можно начинать если не с евангельских времен — хотя и в Евангелиях есть свои отсылки по поводу оружия и его применения — то, как минимум, с первых веков христианства, когда Церковь стала легальной в Римской Империи. К примеру, в 375 году Василий Великий пишет следующее: «Убийства, совершенные на войне, наши отцы не считали убийствами: по-моему, они хотели наделить прощением тех, кто воевал во имя благоразумия и любви. Но возможно им (воинам) надо посоветовать воздерживаться от причастия всего на три года, так как у них не чистые руки». Практика эта, понятно, не сохранилась. Более того, сейчас скорее наоборот, дабы оказать духовную помощь солдату, его рекомендуется исповедовать и причащать почаще. Потому что грех, в том числе и убийства на войне — это не преступление, а духовная болезнь. То есть, убивший, даже защищая Родину, впадает в некое опасное духовное состояние, помочь выйти из которого как раз причастие и помогает.

Читайте также
Над вкладами населения навис призрак заморозки Над вкладами населения навис призрак заморозки Правительство обещает не трогать деньги людей на банковских счетах, но веры ему нет

Собственно, сама война может быть и христианским делом. При условии, что это война оборонительная и освободительная, а не захватническая. Именно об этом ставшая уже крылатой фраза святителя Филарета Московского: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». В общем, важно понимать, что отношение к такому явлению как война в Церкви не было пацифистским, и Церковь с самого своего начала осознавала, что войны бывают разными. И некоторые из них по характеру и логике военных действий вполне могут быть куда «легитимнее» с христианской точки зрения, чем другие.

А потому и возникали чинопоследования освящения военных кораблей, военных стягов и знамён (хоругвей), боевых колесниц. Кстати, чином благословления колесницы священники пользуются и сейчас, освящая любой автомобиль.

Но здесь важно понимать и что такое освящение как феномен христианской жизни, поскольку сейчас в массовом сознании это понимание изрядно искажено. Так вот, освящение любого материального объекта, хоть «колесницы», хоть коворкинга, хоть автомата Калашникова — это не про то, чтобы наделить данный материальный объект некими магическими, сверхъестественными свойствами. Не про то, чтобы «оно лучше работало». Смысл здесь в том (если максимально упрощенно и обобщенно), чтобы человек, взаимодействуя с таким объектом материальной реальности, помнил о христианских заповедях и вел себя при взаимодействии с таким объектом как христианин. В общем, когда христианин освящает какую-то вещь — он как бы «отдает её во власть Бога», посвящает Богу, если хотите, и обязуется использовать эту вещь «во славу Божью».

И в этом смысле отношение Церкви к оружию вызывает особый интерес. К примеру, в Новом Завете есть эпизод, когда в апостол Пётр бросается на легионера, схватившего Христа, и отрубает этому легионеру ухо. Что говорит на это Иисус? А говорит он следующее: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Важно здесь то, что Христос не говорит «выкини меч», или «сломай его», но возврати его в свое место. Потому что действительно всему, в том числе и оружию, свое место и время.

Если перенестись на пру тысяч лет вперёд, уже в советскую историю, то можно вспомнить танковую колонну «Дмитрий Донской» из сорока машин. Которые были собраны на пожертвования мирян, священников и епископов Русской Церкви. Деньги собирались с 1942 по 1944 год. Кстати, интересен и тот факт, что один из танков этой колонны в качестве памятника по благословению патриарха Алексия II в 2005 году был установлен в Донском монастыре в Москве. Ну и что касается пацифизма, то «танки с надписью „Дмитрий Донской“, по официальным данным, уничтожили более 1400 гитлеровцев, 40 орудий, более 100 пулеметов, 38 танков (часть из них захватили целыми), 17 бронетранспортеров и более 100 автомобилей».

Был еще и истребитель «Александр Невский», на котором летал Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин, сбивший лично 23 вражеских самолёта. Этот истребитель тоже был создан на церковные пожертвования.

Читайте также
Утопия Союзного государства: Путин и Лукашенко начали раздражать друг друга Утопия Союзного государства: Путин и Лукашенко начали раздражать друг друга Политолог Валерий Карбалевич об отношениях России и Белоруссии, невозможности интеграции и президентских выборах без выбора

И в этом контексте понятно, что если даже в атеистические советские годы Церковь участвовала в жизни армии, то после конца СССР такое участие было воспринято хоть и не сразу, но как вполне логичное. В том числе, и в плане освящения оружия. Тем более что чин благословения воинских оружий существует примерно с XVII века, по крайней мере он фигурирует в Требнике митрополита Петра Могилы за 1646 год. И как раз весьма доходчиво выражает и отношение Церкви к войне как к обороне, и отношение к оружию. В Чине этом, например говорится: «Приими оружие и щит и восстани в помощь мою, достань меч и заключи против гонящих меня… Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящие мне зла. Да будут, как прах перед лицом ветра…».

Крайне важен в этом чинопоследовании нарратив устрашения. Проще говоря, священник, благословляя оружие, молит Бога не о том, чтобы это оружие стало неотвратимой машиной смерти, не призывает к тому, чтобы «рубилась голова большая и маленькая». Нет, в этой молитве священник просит, чтобы враг при виде оружия и воина испугался и бежал. В том числе, чтобы избежать кровопролития.

И вот здесь уже можно поговорить о проблеме освящения ядерных ракет. Собственно, проблема одна: если их использовать, то никакого «устрашения» уже не будет, учитывая количество ядерного оружия в мире, будет тотальное уничтожение всего и вся. В том числе, и людей, совершенно непричастных к такой вот ядерной войне. В том числе и на это напирают сторонники запрета на благословление ядерного оружия, да и любого оружия массового поражения. Сама природа этого оружия видится ряду богословов антихристианской.

Но есть и иная точка зрения. Дело в том, что именно сейчас, в реальности, данной нам в ощущениях, ядерное оружие — это именно что оружие страха. Именно его мощь и тотальная смертоносность для всего мира и удерживают мир от начала очередной большой войны. Потому что на этой войне историю человечества можно будет считать оконченной. И вот с этой точки зрения чин освящения воинских оружий по смыслу и по нарративу крайне подходит именно ядерному оружию. С той точки зрения, что священник в первую очередь молится о том, чтобы хоть через страх и панику, но кровопролития избежать.


Публикации Александра Чаусова на «Свободной Прессе»:

Коронавирус и рептилоиды: кто виноват и откуда всё началось?

За что Кураева запретили в служении и почему его ждет церковный суд

О травле христиан за Пасху, Охлобыстине и либеральном стукачестве

Половцы и печенеги: При чём тут Путин и коронавирус?

Выступление президента: Крах экономики или новые возможности?

Последние новости
Цитаты
Алексей Сахнин

Координатор «Левого фронта»

Владимир Болибок

Врач иммунолог-аллерголог

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня