Начинается лето 2020 года. После холодной коронавирусной весны оно обещает быть жарким во всех смыслах, в том числе — в политическом. Помимо многочисленных региональных избирательных кампаний властям предстоит всеми правдами и неправдами провести голосование по поправкам в Конституцию. Было много разговоров о том, что это голосование могут перенести на осень, но очевидно, что Владимир Путин боится так надолго откладывать плебисцит, задуманный для повышения легитимности новой редакции Конституции, позволяющей продлить полномочия действующего президента еще на 12 лет. Уже сейчас социологи на фоне разгорающегося социально-экономического кризиса фиксируют сильное падение рейтингов всех властных институтов, в частности — до минимума понизился рейтинг доверия Путину. Если отложить голосование на длительный период, то власть вообще может потерпеть фиаско, так как, по многим прогнозам, именно осенью граждане со всей силой ощутят последствия кризиса.
Поэтому в Кремле явно взяли курс на проведение голосования этим летом. Скорее всего, плебисцит назначат в промежутке между парадом 24 июня и шествием «Бессмертного полка» 26 июля. Расчет понятен — выпустить народ из-под изоляции, проведением парада разогреть патриотические настроения и на этой волне призвать граждан к голосованию. Звучит вроде бы красиво. Но на практике уже сейчас просматриваются серьезные проблемы для властей.
Все последние месяцы народ усиленно запугивали вирусом, заставляли сидеть дома, носить маски и перчатки, а также с подозрением смотреть на всех соплеменников, как на потенциальных носителей «короны». На многих это реально подействовало, знаю немало людей, которые самоизолировались далеко и надолго. При этом цифры заболевших и умерших остаются высокими, намного выше, чем в марте, когда только объявили карантин. И на этом фоне резко перестроить психологию людей будет очень непросто. Намечаются очевидные сложности с явкой избирателей на конституционный плебисцит.
Попытки изобрести «безопасный» формат голосования тоже не очень вдохновляют. На днях были опубликованы рекомендации по проведению плебисцита, утвержденные руководителем Роспотребнадзора Анной Поповой и согласованные главой Центризбиркома Эллой Памфиловой. Там содержится много всего оригинального. Например, сказано, что «для проведения голосования перед зданием, где обычно располагается избирательный участок, необходимо оборудовать площадку на открытом воздухе. Она может представлять собой несколько веранд, навесов или тентов. Вблизи каждой площадки для голосования должна быть санитарная комната с водоснабжением, оборудованная мыльными принадлежностями и одноразовыми полотенцами или электросушилками, для обеспечения возможности мытья рук членами комиссии и участниками голосования».
В случае выявления повышенной температуры у голосующего, его обязаны направить в отдельное дополнительное помещение, где должна быть установлена урна для голосования. Также в документе говорится о том, что «кабины для тайного голосования должны использоваться без передней шторки, а перед проходом к месту голосования должен быть оборудован пункт применения антисептических средств для дезинфекции рук участников голосования и выдачи им одноразовых масок и перчаток». Как отмечается в инструкции, «голосование может быть растянуто на несколько дней». В общем, цирк-шапито, да и только. После прочтения таких рекомендаций хочется напрочь забыть о Конституции и поправках в нее, а участки для голосования обходить стороной. Так что повышению явки все эти ухищрения вряд ли будут способствовать.
Еще одна проблема — возможный консолидированный бойкот голосования по Конституции со стороны оппозиции. Сегодня сторонников такой тактики становится все больше. Аргументов в пользу бойкота предостаточно, вот лишь несколько: разработка поправок проходила без учета мнения широких слоев общественности, формат голосования дает возможность для различных фальсификаций (длительное досрочное голосование, электронное голосование, масштабное надомное голосование
Ну и, конечно, сам факт голосования в условиях эпидемии, которая в июле явно не закончится — явная угроза здоровью граждан и проявление цинизма властей. В таких условиях участвовать в этом «цирке-шапито» не имеет никакого смысла, поэтому многие оппозиционеры склоняются к активному бойкоту — с агитацией, мирными протестами и визуальным контролем за явкой избирателей.
И надо сказать, все это может стать серьезной головной болью для Кремля. Давайте вспомним выборы в Мосгордуму-2019, сопровождавшиеся скандалами и массовыми протестами. Оппозиция тогда активно призывала своих сторонников приходить на голосование, властям тоже пришлось мобилизовать свой электорат. И в итоге мы получили плачевную явку около 21%… А сейчас, если оппозиция будет призывать к бойкоту, а многие граждане, и так напуганные вирусом, разъедутся по дачам — то с явкой у Кремля могут быть колоссальные трудности. Путину этот плебисцит нужен исключительно с целью повышения легитимности, а если на голосование придет 30−40% избирателей, а то и меньше — это будет фиаско и позор.
Допустить этого власть не может по определению. Значит, мы имеем все основания ожидать массовых фальсификаций в отношении показателей явки на голосование, что, скорее всего, вылезет наружу с громким скандалом. Не сомневаюсь, найдутся желающие подлить масла в огонь и среди конкурирующих между собой представителей властной вертикали. У них это в последнее время хорошо получается. Вспомним «дело Голунова», отказ в регистрации всех оппозиционных самовыдвиженцев на выборах в Мосгордуму или самый свежий пример — неадекватный запрет на проведение одиночных пикетов и немотивированные задержания журналистов.
В итоге, на данный момент мы имеем миллионы россиян, запуганных коронавирусом и очень слабо мотивированных к участию в голосовании по Конституции. Мы имеем очень мутный формат самого голосования. Мы имеем значительное количество убежденных сторонников бойкота данного голосования, которое будет только расти в ближайшей перспективе. Плюс вполне вероятные факты беспредела и явных фальсификаций со стороны властей в процессе подготовки и проведения голосования.
В совокупности, все это грозит Кремлю провалом голосования с точки зрения его легитимности, что автоматически сделает нелегитимными и сами поправки в Конституцию, даже если Центризбирком «притянет за уши» те или иные цифры, признав поправки принятыми.
Одним словом, Путину есть, о чем задуматься. А мы еще раз напоминаем властям, что есть и другой сценарий, который снимет напряжение и позволит реально консолидировать общество. Этот сценарий прост — отменить «всенародное голосование» по поправкам в Конституцию, созвать легитимное Конституционное собрание с участием широких слоев общественности, после чего принять новую редакцию Конституции на полноценном референдуме. Пойдут ли на это Путин и компания — вопрос риторический. Но пусть потом не говорят, что их не предупреждали…
Другие публикации Сергея Удальцова на «Свободной Прессе»:
Сергей Удальцов: Без поворота к социализму Россию ждет катастрофа
Сергей Удальцов: Коронавирус может добить «Единую Россию»
Сергей Удальцов: После коронавируса будет «битва за Конституцию»