«Православный Вархаммер»: Смыслы и символы главного храма вооружённых сил РФ

О спорах вокруг строительства «главного военного храма»

3425
На фото: освящение главного храма Вооруженных сил РФ в Кубинке
На фото: освящение главного храма Вооруженных сил РФ в Кубинке (Фото: Андрей Русов/ТАСС)

В это воскресенье в парке «Патриот» был освящен храм Воскресения Христова, который стал главных храмом вооруженных сил Российской Федерации. Он сразу же получил статус «патриаршего».

Его Святейшество Кирилл уже на проповеди заявил, что будет иметь об этом храме «особое попечение». Однако, ключарем, или человеком, который отвечает за хозяйственные нужды, повседневную жизнь этой церкви стал епископ Клинский Стефан. При этом, в ближайшие дни при храме откроются курсы санитаров для тех, кто желает проходить альтернативную гражданскую службу.

С самого начала строительства этой церкви, проект подвергался критике с самых разных сторон.

Первое и самое очевидное, практически хрестоматийное — как же в светском государстве может быть такое сближение армии и Церкви?

Но в принципе, духовное окормление вооруженных сил в России возобновилось после советской эпохи практически сразу.

Читайте также
Немцам, которых власти вытащили из-за рубежа, выставят счета за перелёты Немцам, которых власти вытащили из-за рубежа, выставят счета за перелёты Немцы оплатили свою эвакуацию сами, россияне — нет. Европа только притворяется щедрой?

То есть, и священники, и служители иных традиционных религий в российской армии присутствуют. Более того, российская практика в этом отношении, скорее норма, нежели исключение из правил. Можно вспомнить тех же капелланов в США, или в иных европейских государствах.

С другой стороны, вызывал вопросы источник финансирования. Строительство обошлось примерно в три миллиарда рублей. Однако, источники эти были обозначены непосредственно на первом храмовом богослужении.

Это огромное количество жертвователей.

Юридических лиц, то есть, организаций, более 1200, и почти сто тысяч физических лиц, которые отправили пожертвования. И среди них в том числе и весьма «непростые граждане» из Министерства Обороны и Кремля.

Так что, думается, сотня тысяч человек все же могла скинуться на такое масштабное строительство.

Следующий, пожалуй, наиболее скандальный уже для православного сообщества момент был с храмовой мозаикой. Где вполне себе в героическом контексте был изображен в том числе и такой советский Верховный Главнокомандующий, как Иосиф Виссарионович Сталин.

Тут нужно понимать, что символика главного военного храма пронизана тематикой Великой Отечественной Войны. Размеры храма, объем барабана, даже металлическая обивка главной храмовой иконы, Спаса Нерукотворного, все указывает на события и даты Великой Отечественной. Вплоть до пола и ступеней, ведущих в церковь, которые отлиты из переплавленных образцов трофейной военной техники сил Вермахта.

В общем, этакий «православный Вархаммер», для тех, кто понимает.

С другой стороны, такая воинственная символика вполне логична для «главного военного храма» страны. Тем более, что она увековечивает память о Великой Отечественной Войне, сам прецедент которой должен служить исторически уроком всему миру.

И понятно, что для военных товарищ Сталин — это тоже важнейший символ той эпохи. И символ именно победоносный.

Но проблема в том, что для Церкви Иосиф Виссарионович фигура, мягко говоря, спорная. И во многом очень отрицательная. В конце концов, даже несмотря на тот факт, что первым публично к людям по поводу необходимости защищать Отечество обратился именно Сергий (Старгородский), конкордат с Церковью Сталин официально заключил только в 1943 году.

В общем, определенный резонанс лицо Сталина на церковной мозаике вызвало.

В итоге композиция мозаичного панно оперативно была изменена. Однако, и мозаика со Сталиным не пропала бесследно. Она будет располагаться на территории музея, который также входит в комплекс зданий на территории парка «Патриот».

Следующий момент, который напряг в том числе и некоторых православных деятелей — это тяга к нумерологии, которая присутствует в архитектуре церкви.

Речь идет о том, что, например, диаметр барабана главного купола — 19 метров 45 сантиметров. На самом купольном барабане 9 окон, а диаметр купола составляет 22 метра и 43 сантиметра. Что соответствует 8 мая 1945 года, 22 часам 43 минутам. Времени, когда был подписан акт о капитуляции Германии.

Малые купола церкви имеют высоту 14 метров и 18 сантиметров, что обозначает 1418 дней, которые длилась война. Высота церковной звонницы — 75 метров, а это уже годы, прошедшие со дня Победы.

Храмовая мозаика имеет общую площадь 2644 квадратных метра. Это количество полных кавалеров Ордена Славы. А высота мандорлы (вытянутого во весь рост нимба, вокруг центрального изображения Спасителя), 11 694 миллиметра.

Это уже количество участников Великой Отечественной, которые стали Героями Советского Союза.

Ну и центральная икона.

Она написана на досках, сделанных из деревянного лафета пушки 1710 года, и скрепленных по тыльной стороне цевьём от винтовки Токарева образца 1940 года.

И все эти номера и символы, пожалуй, кроме высоты храма в 96 метров, которые указывают на 960-й год, когда родился Святой князь Владимир, в общем-то от православной традиции далеки. Это по большому счёту сугубо военно-исторические символы. Потому, собственно, некоторые богословы усмотрели тут чуть ли не масонерию и кабалистику.

Но достаточно вспомнить историю дореволюционного храма Христа Спасителя (или как он еще называется, храм Рождества Христова). Который также был пронизан символикой Отечественной Войны. Только 1812 года. К слову, и тогда у ХХС нашлись критики. Некоторые из них видели в нём даже кальку с Тадж-Махала.

Читайте также
«А теперь меня вырвут с корнями» «А теперь меня вырвут с корнями» Сергей Шаргунов о том, как в Казани удалось вернуть домой девочку, изъятую «опекой»

Но дело тут в отсылках к войне. В ХХС на момент постройки были не просто отсылки, о том, что это храм в память о войне 1812 года говорилось совершенно прямо и много лет подряд.

Ну, и финальная претензия, которая прозвучала уже после первой литургии в храме Воскресения Христова в том, что «как-то военные мало осеняли себя крестным знамением, головы не склоняли и стояли, как на плацу». Но, тут, право слово, трудно было ожидать чего-то иного. Все годы, начиная с девяностых, духовное окормление вооруженных сил касалось в большей степени всё же рядового состава, в крайнем случае, младших офицеров. Ну, вот видимо, речь дошла и до командования.

Главное, что начало положено, а уж креститься и молиться эти люди научатся со временем, лишь бы уверовали.

Ну, а то, чтобы уверовали, это, в общем, тоже несет в себе в том числе и государственную задачу. По словам епископа Клинского Стефана, «сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию.

А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения"

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Владимир Корнилов

Директор центра евразийских исследований

Виталий Омельяновский

Профессор института прикладных экономических исследований РАНХиГС

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня