Чем ближе к голосованию по поправкам к Конституции РФ, тем активнее в определённых кругах и даже стратах российского общества полемика по поводу этих поправках. Теперь вот оказалось, что ряд поправок, которые касаются статуса семьи и семейных ценностей в определённых кругах называются «антигейскими».
Чтобы было понятно, речь идет вот об этих формулировках, которые должны быть внесены в основной закон страны: «Защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях»; а также об обязанности Председателя Правительства РФ обеспечивать «проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей».
В общем, понятно, что тут про традиционный институт брака и про то, что именно считать семьёй, а не про сексуальные меньшинства вовсе. Но эти поправки у ряда деятелей, и это совершенно не всегда представители ЛГБТ-сообщества, а скорее представители сообщества либерально-оппозиционного, вызывают отторжение.
Но это не какой-то российский уникальный опыт. В конституциях Польши, Сербии, Литвы и Латвии, Венгрии, Болгарии, Грузии, Молдовы, Черногории, Украины и Белоруссии понятие брака определяется именно, как «союз мужчины и женщины».
К слову, в Хорватии в 2013 году по данному вопросу проводился референдум. За традиционное определение семьи там высказалось 66% респондентов. Однако, в 2014 в этой стране стал действовать закон о «жизненном партнерстве», который закрепляет за однополыми парами практически все права, кроме усыновления детей.
Похожий закон, к слову, работает и в Италии. С такими же правами для однополых пар.
Важно упомянуть эти моменты, чтобы понимать, в данном случае проект о внесении определения семьи, как союза мужчины и женщины, и о традиционных семейных ценностях для России не является чем-то уникальным и единичным в своем роде.
Ну, и второй момент, даже подобные определения в теории, как бы мы к этому не относились, не исключают возможности разработки законов о «гражданском партнерстве».
Впрочем, думается, без права усыновления, поскольку воспитание ребенка в нетрадиционной семье — это уже воспитание вне поля хоть сколько-нибудь традиционных для нашей страны ценностей, которые сейчас на государственном, да и на общественном уровне и поднимаются на флаг.
Второй вопрос, который поднимается в кулуарах, это тема о количестве людей нетрадиционной ориентации в России. Цифры тут звучат самые разные. Вплоть до того, что каждый десятый житель РФ имеет нетрадиционные сексуальные предпочтения.
Сложность здесь в том, что прямых и более или менее релевантных опросов по данной теме в России нет. Да, и думается, общество у нас все же традиционное в том смысле, что вообще как-то не очень принято публично озвучивать свои предпочтения, традиционные или нет.
Однако, ряд данных все же есть. К примеру, еще в 2014 году Центр исследования массового электронного сознания (ЦИМЭС) проводил интернет-опрос на данную тему. В рамках этого исследования оказалось, что о своей нетрадиционной ориентации открыто заявляют 2% опрошенных.
Впрочем, тема нетрадиционных сексуальных отношений в социологических исследованиях поднималась и позже. Хотя и не в настолько прямой форме. К примеру, в мае 2019 года «Левада-центр"* провел опрос об отношении россиян к представителям сексуальных меньшинств. По итогам опроса «3 процента сказали, что относятся к сексуальным меньшинствам положительно».
Однако, интересен тут тот факт, что «за равноправие высказались 47 процентов опрошенных». То есть почти половина граждан РФ считает, что ущемлять в правах представителей нетрадиционной ориентации — это как-то не очень правильно.
И еще одна любопытная цифра из того же исследования — «13 процентов уверены, что насилие по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества широко распространено в стране». Что касается этих 13%, то, кажется, понятно о какой социальной и, скорее даже, политической группе граждан РФ идёт речь.
Впрочем, стоит повториться, что опрос не прямой, и даже он вызвал определенный информационный резонанс. Некоторые политики-консерваторы и традиционалисты назвали такой высокий процент нейтрально относящихся к представителям ЛГБТ граждан «враньём». Хотя, 3% — это как раз укладывается в данные ЦИМЭС от 2014 года.
А в целом, нейтральное отношение к ориентации того или иного человека, лишь бы не афишировали, в общем-то тоже характеризует российское общество с не самой худшей стороны.
К слову, данные по количеству представителей ЛГБТ в России, в целом, коррелируют и с данными по странам Запада. Цифры в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Британии варьируются от 1 до 3% населения. И это при максимально лояльном отношении этих государств к представителям ЛГБТ-сообщества.
То есть, в России, где примерно такие же цифры, согласно публичным исследованиям, все же гею не страшно назвать себя геем. Ну, как минимум, настолько же не страшно, как и в странах Запада. А вот инсинуации про «каждого десятого» уже скорее не про ориентацию, а именно про политику. В не самом лучшем её ключе.
К тому же, это спокойное отношение к представителям нетрадиционной ориентации не раз озвучивалось и на уровне президента РФ, который, к примеру в 2013 году заявил: «Я Вас уверяю, что я работаю с такими людьми, я их иногда награждаю государственными медалями и орденами за их достижения в тех или других сферах. У нас абсолютно нормальные отношения, и я не вижу здесь ничего особенного. Вот говорят, что Петр Ильич Чайковский был гомосексуалистом, правда, мы любим его не за это, но он был великий музыкант и мы все любим его музыку. Ну и что? Не надо делать из мухи слона, ничего страшного здесь у нас в стране и ужасного не происходит».
В 2017 году Путин в одном из интервью повторил эту мысль: «У нас нет никаких ограничений и притеснений по половому признаку. Больше того, многие люди открыто заявляют о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Мы с ними поддерживаем отношения, многие из них добиваются выдающихся результатов в своих видах деятельности».
Собственно, и нынешние поправки про семью — они тоже не против кого-то, а за повышение демографии на поколения вперёд. Ну и за то, чтобы в стране была адекватная семейная культура. И считать эти поправки «войной с ЛГБТ» как-то даже странно. Потому что воевать с 2−3%, это было бы явным перегибом в государственной политике.
* АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.