Эпоха возмездия

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу

2762
Эпоха возмездия
Фото: Zuma/ TAСС

Западная цивилизация распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному образцу, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Виктор Зосимов.

Её нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания. И даже если их отвергают, все равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

Особенности западного пути развития

В период неолита в Северо-Восточной Европе не было необходимости в коллективных формах производства и перераспределения сельхозпродукции, ибо каждая семья могла автономно обеспечить себя необходимым минимумом продуктов питания, простейших орудий труда.

Карл Маркс так характеризовал «германский способ жизни», базовой основой которого было семейное домашнее хозяйство: оно было структурным элементом всей экономико-социально-культурной жизни.

Выйти на уровень создания раннегосударственных, раннеэксплуататорских структур они могли лишь при условии освоения черной металлургии. Без железных орудий труда в лесной зоне, на низко плодородных почвах с относительно длинным холодным периодом года и ограниченным несколькими месяцами земледельческим сезоном регулярно производить хотя бы минимальное количество излишков агропродукции было невозможно.

Читайте также

То же самое касается и животноводства.

Поэтому достижение технологического уровня железного века в Европе было необходимым условием выхода такого рода общества на раннецивилизационный уровень.

Западная Европа получила в наследство от Римской империи идею своего единства. К этому был близок Наполеон I. От Римской империи Запад получил в наследство представление о цивилизационном единстве.

В культуре Запада господствовала юридически-правовая установка. Индивид представлялся в первую очередь как субъект права. Подробно разработанное римское право, с четкими понятиями о гражданстве и собственности, права и обязанности представителей разных социальных групп ориентировали людей на определение бытия в первую очередь в общественно-правовой плоскости.

В Западной Европе зародились первые ростки капитализма. Существовали горизонтальные связи как между членами отдельных профессиональных групп (цехов, гильдий), так и в границах городов-коммун с их традициями самоуправления и выборности должностных лиц. Распад именно этих, не феодальных, структур ведет к зарождению капитализма.

С этого времени западноевропейский мир решительно встает на тот путь, который приводит к промышленному перевороту. Эпохи Возрождения и Реформации — это эпохи общего подъема Запада. Начинается он с XI века. И не останавливается на протяжении всего второго тысячелетия.

К XV веку Западная Европа созрела до идеи личной свободы, в том числе и духовной. Освященная религией установка на труд и накопление при категорическом осуждении протестантством расходования денег на мирские развлечения способствовала накоплению капитала, а затем и укреплению чувства личной свободы представителей предпринимательских кругов. Собственность не только освобождалась от диктата политической власти, но и сама стремилась к власти. С середины XVI по XVIII вв. в наиболее развитых странах Запада собственность восстает против аристократическо-бюрократической власти и берет в собственные руки государственный аппарат, который должен служить интересам собственников.

До конца XVIII века происходит небывалый подъем западноевропейской заморской торговли и колониальной экспансии. Это привело к тому, что человечество в экономическом, политическом и культурном плане начинает объединяться вокруг Нового Света, который становится центром опережающего развития в мировом масштабе.

Происходит настоящий взрыв научно-технического развития. Цель знаний — завоевание богатств природы с целью их потребления. Это способствовало хищническому, потребительскому отношению как к природе, так и окружающим народам.

И на природу, и на другие народы Западная Европа начинает смотреть как на средство удовлетворения своих потребностей. В этом контексте становятся понятными и варварское отношение к индианскому населению обеих Америк, и трансатлантическая торговля невольниками Африки и их эксплуатация, и отношение фашизма к «низшим расам». Таким образом, за XV-XVIII века новоевропейская цивилизация сделала качественный скачок. Завоевания империй ацтеков и инков в Южной Америке дало золото и серебро в необходимом количестве для развития товарно-денежных отношений. Америка превратилась в аграрно-сырьевой придаток Европы с последующей специализацией на «колониальных культурах» плантаторского производства (сахар, табак, кофе, шерсть).

Как Новый Мир, так и Евразийский регион (территория Речи Посполитой без собственно Польши как метрополии и все Московское государство с его территориями за Уралом аж до Тихого океана) в экономическом плане превращены были в аграрно-сырьевые придатки новоевропейской цивилизации. Она своим спросом на ту или иную продукцию начинает непосредственно влиять на хозяйственное и культурное развитие этих регионов.

Латинская Америка непосредственно подчинялась Западу. Восточная Европа с прилегающими просторами Сибири и Великой Степи в целом сохраняли политическую и религиозную самостоятельность.

Позднее в этот процесс были втянуты православные народы Балкан.

Всю эту систему можно назвать макрохристианским миром, цивилизационной ойкуменой. В макрохристианский мир была втянута и Африка.

И если на Западе в норму входили свободный наемный труд и, следовательно, буржуазные экономические методы эксплуатации, то в тех регионах, которые превращались в аграрно-сырьевые придатки новоевропейской цивилизации, утверждались жесточайшие формы внеэкономического насилия: крепостничество в Восточной Европе, которое практически не отличалось от рабства.

Возникает вопрос: действительно ли капитализм является необходимой стадией развития всего человечества?

Что такое капитализм?

Ответ может быть такой: капитализм — последовательная фаза перехода человечества к модерному буржуазному.

Существует капитализм западноевропейский (в том числе социально ориентированный, либерально-рыночный); североамериканский (он имеет западноевропейское происхождение).

Россия и Китай пережили катастрофу под воздействием капитализма. Это касается и многих исламских стран (Иран, Алжир, Египет, Турция). Саудовская Аравия и другие страны Юго-Западной Азии достигли высокого уровня развития за счет нефти. Но капитализма у них меньше всего — это феодально-социалистический тип устройства.

В Африке весь экспорт находится под контролем западного капитализма.

Латинская Америка находится тоже под влиянием Западной Европы.

Возникает вопрос: есть ли основания быть уверенными в том, что Украина, Белоруссия, Россия или Казахстан, республики Средней Азии, Закавказья движутся по пути либерально-рыночного обновления? В этих странах происходит развитие торгового и финансового капитализма. Но это не является показателем капиталистического общества. Такой капитализм имеет название мошеннического капитализма.

Маркс так характеризовал мошеннический, злодейский капитализм: он эксплуатирует производство, но не создает его и не является его системообразующей основой.

Бурное развитие спекулятивных форм предпринимательской деятельности — это не капитализм как таковой. Это паразитическая активность дельцов, которые эксплуатируют сферу производственной деятельности. В целом в странах СНГ экономика постепенно оказалась под контролем паразитарно-спекулятивного финансово-торгового капитала.

И это что — капитализм?

Капитализм — это рационализация производства. Цель: получение максимальной прибыли. Прибыль вкладывается в расширение производства; это комплекс морально-жизненных ценностей, он является основой «духа капитализма» (М. Вебер).

Таким образом, картина мировой истории от XV в. до 1850−1950 гг. — это картина уничтожения бывших независимых, равных цивилизаций.

Только Европа оказалась способной осуществить машинную революцию. И это дало ей возможность для утверждения господства Запада в мире и ликвидировать межцивилизационную конкуренцию. Механизированная промышленность Запада смогла вытеснить традиционную промышленность других народов. На сегодняшний день имеется только два образца удачного использования традиционно восточной культурой западных достижений — это Япония и Китай. Эти страны — благодаря осознанному использованию западных достижений — смогли объединить их с собственным культурно-социальным опытом.

На постсоветском пространстве такое сделать невозможно, так как на протяжении всего XX века свое, традиционное, было уничтожено или коренным образом изменено, а то, что навязывалось сверху, оказывалось неэффективным. Поэтому и развалилось само собой.

Из истории американского экспансионизма

Конституция США — самый двуличный юридический документ в истории человечества.

Провозглашая свободу и демократию, эта конституция позволяла американцам лишить юридического гражданства коренной народ — индейцев: они получили гражданство только в XX веке.

Афроамериканцы и индейцы были лишены избирательного права. Поощрялся произвол и беззаконие богатых в отношении бедных.

Американская нация образовалась на крови, костях, землях и имуществе более 100 млн. убитых и замученных индейцев, настоящих хозяев этой страны. Западноевропейские оккупанты разрушили развитую цивилизацию и культуру индейцев. Главная страсть и мечта американцев — стремление стяжать деньги, разбогатеть любой ценой.

Главные ценности американского общественного сознания — деньги, вещь, товар. США являются самым ярким в мировой истории примером экономического паразитизма. Составляя только 5% населения Земли, они используют 40% всех мировых потребительских ресурсов. Каждый американец сегодня потребляет за восьмерых жителей Земли. Для этого Америка использует особый финансово-экономический механизм, создав систему перекачки ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Первым инструментом перераспределения ресурсов других стран в пользу США является огромное количество необеспеченных долларов, которые американская система пустила на мировой рынок. Паразитизм США состоит еще и в том, что, не доплачивая развивающимся странам за сырье и топливо, они опутывают их сетью кабальных долгов.

Еще в 1823 году была разработана доктрина Дж. Монро: закабаление стран Западного полушария, превращение латиноамериканских государств в протектораты. «Вся Америка для империалистов США». В январе 1917 года президент США Вудро Вильсон предложил доктрину на установление мировой гегемонии.

США предприняли три попытки установить мировую гегемонию: после окончания Первой мировой войны; после окончания Второй мировой войны; и в настоящее время, после окончания «холодной войны».

Американцы разрабатывали доктрину «морской силы». Это учение адмирала Мэхэна. «Морская сила» необходима США для того, чтобы «цивилизировать» окружающий мир.

В 90-е годы XIX века была разработана теория «подвижных границ» Тернера. Он считал: у США нет установленных границ — границы подвижны. Внешнеполитическая экспансия — основное условие развития США, предопределенная судьба этой страны — постоянно расширять свои границы, пока весь мир не будет миром Америки.

США не являются географически зафиксированным пространством, США — это геополитический процесс непрерывного экспансионизма.

На рубеже XIX-XX веков в США сложилась идеология, которая спустя 30 лет появится также и в Германии. Многие идеи американского экспансионизма предшествовали идеологии нацистской Германии.

Читайте также

США «проявили инициативу» и для слома советского порядка. Они сыграли на стремлении многих людей бывшего СССР самоутвердиться через деньги, через разницу в доходах. Они перешли в «новую веру»: поверили в главный принцип буржуазной морали «иметь — значит, быть». Это одно из крупномасштабных преступлений США XX века. И как результат экспансии США происходит деиндустриализация, уничтожение промышленной системы огромной индустриальной страны — явление в мире небывалое и истории неизвестное, полное по всем позициям разрушение страны как цивилизованного общества.

Идеолог антикоммунизма Бжезинский назвал «новый мировой порядок» американским вторжением в геополитический вакуум Евразии, образовавшийся после распада СССР.

Августовские события 1991 года в СССР — всё это полностью манипуляции Запада. Во главе действительного политического путча был поставлен Ельцин, а к нему примкнули Кравчук и Шушкевич.

После разгрома Советского Союза произошла капитуляция, начался демонтаж советской социальной системы, и война перешла в третью стадию, в стадию империалистической войны.

Война запланирована Западом на многие десятилетия вперед, и наиболее важным боем ее будет, естественно, война с азиатским коммунизмом, с Китаем. Афганистан — это угроза России и прямая угроза Китаю. Это война на уничтожение всех точек сопротивления.

Возмездие

Сегодня западноевропейская цивилизация получила неожиданный для её властей удар. Соединенные Штаты Америки захлестнула волна протестов в связи с убийством афроамериканца Джорджа Флойда. Бунтарские настроения подхватили в Лондоне, Брюсселе и Франции. Разгневанные люди открыто выступают с антикапиталистическими лозунгами. Но что нужно протестующим из благополучных, казалось бы, стран? Почему они решили присоединиться?

Ответы на эти вопросы смотри выше.

Рано или поздно это должно было случиться. Терпение тех людей, над которыми западноевропейская цивилизация издевалась на протяжении многих столетий, лопнуло.

Наступил период возмездия.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня