Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу
До лета её вроде как остановили, но расслабляться не стоит, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Елена Маркосян. Потому что базовые причины кризиса не устранены, и замораживать его в дальнейшем будет все сложнее.
Кто-то убежден, что «нефтяная война» — это война на рынке энергоресурсов, но на самом деле — это война на базовом уровне существования денег. Проще говоря, это война, уничтожающая стоимость нефтедоллара, качество этой формы денег и сферу их использования. Поэтому «нефтяное перемирие» — ситуация временная, и прогнозировать ее развитие надо с учетом денежной смысловой и целевой составляющей.
Эксперты обсуждают макро и микроуровень проблем, предсказывают социально-политические последствия, но я на это тратить время не стану. Пройдусь по базовым причинам, главной из которых были и остаются деньги. Больше одиннадцати лет назад проблема была озвучена и описана.
Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу
Напомню:
Если понять суть базовой проблемы денег, то неизбежное будущее можно описать и прогнозировать. Если не точно, то в образах. Ведь мир денег не так велик, как кажется: банки внутри государств, банки международные, национальные, всемирные
Пытался ли мир за это время решить проблему? Конечно! Появились криптовалюты, новые экономические союзы и финансовые фонды глобального уровня, ориентированные на укрепление национальных валют. Появились проекты обязательного дохода и деньги «социального капитала, социальной ответственности и социального кредита».
Восстановить природу денег в изначальном виде невозможно в принципе, и такие новации к этому не ведут, но они — ответ на вызовы настоящего и будущего, позволяющие локализовать проблемы, риски и ресурсы в интересах развития человека, обществ и сфер жизнеобеспечения. Причем, что важно, появление таких систем и таких «денег» совпадает с позитивными сдвигами как в экономике государств, которые их внедряют, так и в сфере их социально-политических отношений. Потому что такие «деньги» становятся инструментом дополнительной локализации экономического и политического пространства с высоким уровнем их защиты от внешних рисков и потрясений.
Справится ли «оптимизированная» система здравоохранения нашей страны с угрозой новой смертельной эпидемии?
На Украине никаких подобных экспериментов на государственном уровне не проводилось, хотя в свое время в некоторых регионах и на некоторых предприятиях вводились собственные «социальные деньги», которые также были весьма эффективным инструментом защиты жизнедеятельности предприятий и регионов. Они защищали рабочие места и трудоспособное население в ситуациях, когда других способов их защитить просто не было.
Сегодня ситуация выглядит так, что уже в ближайшем экономическом будущем будут востребованы территориально-локальные и функционально ориентированные банки, которые будут отвечать за определенные группы (пакеты) интересов и отношений: земельный банк, страховой, сберегательный, ипотечный, потребительских кредитов, социальной ответственности и так далее. Потому что такая узко профилированная ориентация может обеспечить банкам хорошие перспективы развития и защищенности от внешних потрясений. Но насколько быстро государства смогут отреагировать на спрос — покажет время. А усложнит ситуацию кризисная динамика в остальных базовых группах проблем. Но об этом позднее…